7 марта 2019 г.

По итогам 2018 г. группа компаний «Цифра» (для зарубежных рынков написание названия — Zyfra), созданная всего полтора года назад, смогла заработать более 1,7 млрд руб.

Именно такие данные озвучил на пресс-конференции Игорь Богачев, генеральный директор ГК. При этом сразу же добавил, что до конца 2019 г. планируется увеличить этот показатель почти вдвое — до 3 млрд руб.

Что же это за сегмент, который показывает такие темпы роста на общем фоне начинающегося возрождения ИТ-рынка? Игорь Богачев уверен, что в настоящий момент ставку надо делать на IoT и AI решения для промышленности: «Когда мы только задумывали „Цифру“, мы мечтали именно о том, что получилось сейчас: создать компанию, которая будет не обещать, а делать, причём делать реальные решения для реального производства. Почему мы выбрали такой сегмент российского рынка как производство в то время, как большинство игроков рынка предпочитают заниматься цифровизацией ритейла, банков, изучением поведения интернет-пользователей? Просто мы считаем, что надо улучшать то, что реально есть. Россия — промышленная страна. И нам было важно создать компанию, которая смогла бы повлиять на такой важный для страны сегмент экономики. Тем более что объективно на рынке сейчас не так уж и много компаний, которые реально занимаются тем же, чем и мы. А те, кто поставляет похожие решения, настолько крупные и „взрослые“, что технологии, которые они приносят заказчикам, оказывается слишком зрелыми для нынешней рыночной ситуации. Что я имею в виду? Схема „пищевой цепочки“, выстроенной на ИТ-рынке, выглядит так, что крупные компании поглощают средних игроков, средние — малых, у которых есть те самые интересные технологии. И в результате все эти технологии становятся доступны потребителям, когда их начинают уже внедрять крупные поставщики. Но только в результате такого длительного процесса поглощения получается, что эти самые маститые поставщики предлагают современным потребителям технологии, разработка которых начиналась 10-15 лет назад».

Именно это понимание ИТ-рынка, по его словам, и позволило команде единомышленников создать молодую и современную компанию, которая изначально была настроена на работу в еще незанятом сегменте: «Оценив нынешнюю ситуацию, мы выбрали очень сложный, но очень интересный сегмент — цифровизация промышленности. При этом мы для себя очень четко разделяем два понятия — цифровизация производства и его автоматизация».

Автоматизация и цифровизация

Игорь Богачев так объясняет отличие между этими понятиями. Во-первых, во времена «автоматизации» (или третьей промышленной революции) внедрение ИТ не предполагало изменений операционных моделей, а лишь позволяло перевести в программный уклад то, что уже было создано ранее: деловые процессы, выстроенные по традиционным схемам. Когда речь заходит о цифровизации, тут же встает задача создания качественно новых процессов, изначально базирующихся на ИТ: «Цифровизация призвана обеспечить проникновение цифровых технологий в основные бизнес-процессы заказчик и поменять их таким образом, чтобы они (эти процессы) заметно меньше зависели от людей, от принимаемых ими решений, а были более точными, более эффективными, и в конечном итоге давали клиентам экономический эффект, который можно легко посчитать (который будет выражаться в увеличении выработки, в экономии сырья, в более полной загрузке оборудования и т.д.)».

Кроме того, по его мнению, автоматизация подразумевала, что ее результатами будут пользоваться «белые воротнички», тогда как благодаря цифровизации точка внедрения ИТ перемещается из офиса в область материального производства. Т.е. теперь ИТ применяется не только для решения задач управления производственными процессами, но и используется непосредственно в производственных процессах.

Причем, как отмечают представители «Цифры», у этих производственных процессов нет «национальности». При горении угля что в России, что в Китае, что в Америке выделяется одно и то же количество тепла... Именно это и позволяет компании предлагать свои решения клиентам не только в России, но и за рубежом. По словам Игоря Богачева, команда изначально ориентировалась на широкое международное развитие. В результате в настоящий момент ее продукты уже реализуются на рынках Финляндии, Китая, России, Болгарии, Румынии, Сингапура, Марокко, Индии. В основном это системы мониторинга промышленного оборудования, рекомендательные системы с использованием ИИ, а также решения для цифровизации горных предприятий, включая беспилотный транспорт.

По данным компании, к концу 2018 г. к системе решений «Цифра» уже было подключено более 8000 станков (это более 270 промышленных предприятий), 20 тыс. единиц оборудования (если иметь в виду все типы машин), а также 70 оцифрованных карьеров.

В России клиентами ГК являются АО «ОДК», ПАО «Газпром нефть», ПАО «Химпром», ООО "ПК"НЭВЗ«, АО ММЗ «Вперед», RubEx, АО «Авиастар-СП», и др.

Международные рынки

В 2019 г. ГК планирует расширить присутствие не только на российском, но и на мировом рынке. Планируется, что в 2019 г. объем инвестиций в международное развитие составит 230 млн руб. А основным фокусом станут новые рынки, такие как Латинская Америка, Западная Европа и также новые страны Азии — Южная Корея и Тайвань.

По мнению представителей поставщика, этот тренд вписывается в общую тенденцию развития экспорта в России: доля экспорта цифровых товаров и услуг в структуре ВВП нашей страны в 2018 г. составила 1% против 0,5% в 2017. Благодаря активной поддержке государства и притоку инвестиций в цифровизацию отечественные разработчики ИКТ для промышленности смогли вдвое увеличить объем экспорта своих решений. Для сравнения, этот показатель составляет 2,5% в странах Западной Европы, 2,9% в Индии и 5,8% в Китае.

Стратегия развития

Судя по всему, помня о том, что современные технологии и разработки можно свежими донести до клиентов только родившись «большим», а не пытаясь создать интересный продукт, который затем захочет купить какой-то более «взрослый» игрок, команда «Цифры» решила сразу создавать крупную компанию. В 2017 г., когда было объявлено о появлении новой компании, сообщалось, что она является стопроцентной дочкой группы «Ренова» Виктора Вексельберга. Тогда же было заявлено о намерении вложить в новое для этой группы направление промышленного Интернета вещей (IIoT) 6 млрд. руб. И, как сообщил на пресс-конференции Игорь Богачев, половину этих инвестиций ГК «Цифра» уже истратила в 2018 г. По данным портала TAdviser, большая их часть пришлась на покупку «ВИСТ Групп», продажа решений которой и составила большую часть выручки «Цифры». Заметим, что в конце 2018 г. была заключена сделка о приобретении лишь мажоритарной доли «ВИСТ Групп». Окончательно завершить приобретение этой компании планируется в 2020 г. Общая сумма сделки составила 2 млрд руб. И благодаря ей «Цифра» планирует занять значительную долю глобального рынка IIoT и AI решений для промышленности и создать конкуренцию таким гигантам как Catarpillar, Komatsu.

Помимо компании «ВИСТ Групп» (разработчик решений для горнодобывающей промышленности), в ГК «Цифра» входят еще две компании: ИЦ «Станкосервис» (разработчик решений для мониторинга промышленного оборудования «Диспетчер»), и «Тета Дата Солюшнс», специализирующаяся на прогнозировании и оптимизации технологических процессов, имитационном моделировании и обработке больших данных. Кроме того, ООО «Цифра» обладает собственной командой R&D, работающей над проектами в области искусственного интеллекта. Всего же в штате компании уже более 450 человек.

Игорь Богачев отметил, что приобретение перспективных компаний и команд, обогащение их решений собственной экспертизой, а также вывод этих решений как на российский, так и на международный уровень — основное направление стратегии развития ГК «Цифра»: «Мы считаем, что на рынке промышленного IoT и прикладного ИИ существует громадная возможность для значимых прорывов. Из последнего исследования Gartner по промышленным IoT платформам ясно, что на рынке пока нет очевидного лидера, рынок только формируется. Поэтому у молодых компаний, каковой является и „Цифра“, в этой сфере есть шанс занять заметное место».

Прогнозы развития рынка

Ссылаясь на данные исследований компаний KPMG, PWC и др., Игорь Богачев подчеркнул, что мировой рынок IIoT и AI к 2021 г. вырастет до 17,2 млрд долл. А уже в 2022 г. его объем достигнет 45,3 млрд долл. При этом к 2025 г. экономический эффект от внедрения решений для «умных фабрик» составит 3,7 трлн. долл. В то же время в нашей стране объем рынка IIoT и AI решений в 2021 г. превысит к 425 млн долл. А год спустя этот показатель будет равен уже 17,8 млрд долл. При этом прогнозируется, что эффекты от внедрения подобных решений к 2020-2021 гг. составят 0,8-1,4 трлн. руб.

В соответствии с проектом государственной программы развития Цифровой экономики, к 2025 г. цифровизация обеспечит от 19 до 34% роста ВВП — прирост на 8,9 трлн руб. По прогнозам Национальной технологической инициативы (НТИ), в 2035 г. Россия сможет войти в десятку лучших стран мира по внедрению передовых производственных технологий.

Развитие канала продаж

Интересно отметить, что до недавнего времени ГК «Цифра» самостоятельно внедряла у заказчиков все перечисленные выше технологии. Но, отвечая на вопрос нашего издания, не планирует ли компания развивать канал продаж, Игорь Богачев ответил, что действительно в ближайшем будущем есть планы начать переходить на «вендорскую» схему работы с рынком. Более того, в настоящий момент у разработчика уже есть около 30 партнеров, продвигающих его решения конечным клиентам. В их число входят крупные консалтинговые компании и системные интеграторы. Но «Цифра» открыта к сотрудничеству со всеми компаниями, которые хотят развиваться в данном направлении и обладают определенным уровнем экспертизы. Планируется, что на начальном эта выстраивания сети эти игроки рынка смогут взять на себя внедрение решений на «средних» промышленных предприятиях.

Источник: Светлана Белова, crn.ru