19 июля 2019 г.

Клиентские компьютеры в корпоративном секторе становятся очень разнообразными, что хорошо для бизнеса заказчиков, но еще лучше — для бизнеса интеграторов. Роль интегратора значительно возрастает, равно как и корпоративного ИТ-департамента, но и профили их деятельности несколько меняются.

«User centric»  ключ к эффективности бизнеса

Ключевой фактор эффективности бизнеса — персонал. Именно сотрудники определяют успешность и динамичность любой деятельности, искусственный интеллект, «цифровая трансформация» и прочие современные тренды лишь помогают в этом людям. Поэтому подход «user centric» разумен и вполне оправдан.

Принцип прост: пользователю должно быть максимально удобно работать над рабочими задачами в любое время, из разных мест и с разных устройств. Для этого нужно сделать удивительно много. Только в теории все можно перевести в «облака» и к приложениям «привинтить» web-формы, реальность оказывается куда как суровей. Еще недавно специалисты по администрированию и ИБ считали «кошмаром» ситуацию, когда корпоративное устройство оказывалось вне сети компании и за периметром безопасности, сейчас же ситуация усложнилась качественно.

Корпоративные сотрудники разнообразны, их можно и нужно классифицировать, в зависимости от особенностей решаемых задач. Например, Dell предлагает различать основные типы (офисный сотрудник, удаленный работник, мобильный пользователь и в отдельную категорию выделяет мобильного офисного пользователя) и специализированные (креативный специалист, инженер и «выездной работник»). И у каждого может быть как собственный компьютер, так и корпоративный, что во многом определяет возможности и ограничения по администрированию.

Как управлять «зоопарком»

Подход «user centric» радикально усложняет структуру парка корпоративных устройств. Начнем с того, что устройства могут быть не только разных форм-факторов, но и разных же платформ, работать могут под разными версиями операционных систем, кроме того, оборудованием может находиться в разных формах собственности по отношению к компании — в полной, в лизинге, в аренде по разным форматам, включая HaaS, а также быть личной собственностью сотрудников. И каждый из перечисленных элементов накладывает свои ограничения на доступ ИТ-специалистов к настройкам устройств, возможности апгрейда, установку нового программного обеспечения, применения политик безопасности и т.д.

Всем этим «зоопарком» надо управлять, его надо администрировать, защищать, а также следить, чтобы он не стал источником опасности для элементов ядра инфосистемы компании — серверов, приложений, «облачных» ресурсов и т.д. При этом, заметим, элементы ядра тоже могут быть в собственности, в HaaS/SaaS/IaaS, реальными или виртуализированными, в собственном или в арендованном «облаке» и т.д. Чтобы администрирование при таких условиях было в принципе возможным, корпорациям нужно проектировать инфраструктуру под такую новую реальность, отмечает Андрей Комаровский, региональный менеджер Dell Wyse. Неуправляемое «эволюционное» развитие тут с высокой долей вероятности приведет к хаосу.

Есть различные решения для задач управления разношерстным парком, про интересные кейсы и примеры сотрудничества на уровне вендоров мы еще расскажем. Пока же подчеркнем, что для проектирования, разворачивания и внедрения таких решений нужны компетенции дорогих узкопрофильных специалистов, которых корпоративным заказчикам нерентабельно держать в своем штате. Получается, что поле деятельности для интеграторов тут широчайшее, а должного уровня экспириенс у российских компаний такого профиля уже есть.

Корпоративные ПК превращаются...

Компьютеры, ориентированные на корпоративное использование, должны иметь целый ряд конструктивных элементов, повышающих безопасность и управляемость. Об этом неоднократно говорил, например, Николай Шмыков, руководитель группы по продвижению коммерческих ПК HP в России, причем подчеркивал, что все эти элементы должны быть в корпоративном компьютере изначально, их невозможно приобрести потом и установить в машину, которую проектировали для применения, отличного от корпоративного. Аналогичных принципов при проектировании корпоративных ПК придерживаются и другие крупные вендоры. Например, Артур Антонов, технический специалист по клиентским решениям Dell, уверен, что современный корпоративный компьютер должен отличаться не только производительностью, но и производительностью, управляемостью, совместимостью и конфигурабельностью.

В результате корпоративные ПК превращаются в маленькие «крепости», в которых присутствуют многочисленные защитные механизмы, как взаимодействующие с решениями, реализованными Intel и Microsoft, так и самодостаточными. Например, во всех новых моделях ноутбуков Latitude, опционально доступны сканер отпечатка в кнопке включения, сканер для smart-карт, система биометрической авторизации по изображению с обычной/инфракрасной камеры, причем все это взаимодействует с Windows Hello. Интересно, что корпоративные компьютеры в массовом порядке оснащают аппаратным затвором-заглушкой для встроенной камеры, а Lenovo даже придумало для него имя собственное — Think Shutter.

Как видно, корпоративные системы все сильнее отличаются от решений для частного использования. Причем в некоторых нишах отличия становятся еще более радикальными. Интересным направлением в корпоративных ПК является распространение терминалов — бездисковых компьютеров, ориентированных для работы с серверными и/или «облачными» приложениями.

«Сегодня это бытовая технология, есть сотни успешных кейсов в любых областях», — сказал г-н Комаровский, подчеркнув также, что терминалы, сохраняя все основные преимущества корпоративных ПК, интересны повышенной надежностью как в аппаратном плане (там нечему греться и перегреваться), так и в плане ИБ (там радикально меньше уязвимостей — ведь нет диска, стало быть, нет операционной системы и приложений, куда могли бы внедриться зловреды).

Превращения ИТ-служб

Компьютеры могут не быть в собственности компании — они доступны по формату BYOD или HaaS, соответственно, решение технических задач поддержки оказывается на владельцах оборудования. Системы, позволяющие управлять всем этим, разворачивают внешние исполнители. Администрирование тоже можно отдать на аутсорс, подход IaaS набирает популярность. В результате за работоспособность системы во многом отвечают сторонние структуры. Чем же будут заниматься корпоративные ИТ-департаменты?

Задачи, стоящие перед департаментами, принципиально изменяются, что приведет к изменению количества персонала в них и, главное, в трансформации основных целей этих структур. Это уже не огромная команда технических специалистов, которые выполняют текущие настройки-ремонты (полностью избавиться от «железных мальчиков», разумеется, никак не удастся, но из количество будет радикально сокращено), а профессионалы иного класса и с иными задачами.

Корпоративные «айтишники» становятся визионерами, которые разрабатывают и реализуют с помощью доступных ресурсов развитие инфраструктуры для решения задач компании. Причем речь идет как о стратегии, так и о тактике. Какое оборудование и когда приобретать в собственность, а какое в лизинг? Что можно арендовать на условиях HaaS, а где лучше применить IaaS? Где эффективны приватные «облака», а где — публичные? У каких провайдеров лучше покупать cloud-сервисы сейчас, а когда перепродавать купленные и сдавать в аренду собственное «облачные» ресурсы? Современный ИТ-департамент отвечает за оптимальность баланса в этих вопросах в любой момент времени. Баланс этот сложен, он зависит от зрелости бизнеса, от размера компании, от особенностей текущих и будущих бизнес-задач, от конъюнктуры рынка и от массы других факторов, как отметил Александр Старыгин, руководитель департамента подготовки технических решений Hewlett Packard Enterprise в России, выступая на форуме HPE Digitize 2019.

Как видно, ИТ-департамент превращается в структуру, ведающую финансовыми вопросами. Современные корпоративные «айтишники» оказываются брокерами ИТ-услуг, в результате действий который компании должны получать устойчиво работающую инфраструктуру за минимальные деньги. Это вполне в русле современных тенденций. В условиях «цифровой трансформации» роль ИТ-департамента кратно возрастает. Одно из определений «трансформации», которое на Digitize 2019 привел Дмитрий Пенязь, руководитель департамента инфраструктурных решений, Hewlett Packard Enterprise в России, это объединение информационных технологий с операционными для повышения эффективности бизнеса компании.

ИТ-департамент из сервисного подразделения стремительно превращается в профильное, развивающее и продвигающее основную деятельность фирмы. Так происходит в большинстве крупных компаний, ведь современный бизнес становится digital. У предприятий из сферы SMB есть свои современные особенности в плане построения ИТ-инфраструктуры, про которые мы расскажем в следующий раз.

Источник: Редакционный материал