31 июля 2019 г.

Сегмент мощных компьютеров, графические карты которых пригодны для ряда профессиональных задач, сейчас существенно расширился — стараниями Nvidia к нему добавились многие геймерские системы, среди которых есть как традиционные, так и подходящие для бизнес-гейминга (о чем CRN/RE писал недавно). Для пользователей это хорошо, равно как и для рынка в целом, но как это отразится на сегменте рабочих станций?

Сегмент рабочих станций в российских условиях невелик — менее 2% от продаж коммерческих компьютеров в натуральном выражении, о чем CRN/RE писал тоже. Но сегмент интересен для канала из-за высокой цены присутствующих в нем высокопроизводительных систем, а так же как «точка входа» к требовательным корпоративным заказчикам (которым можно поставлять и другое профессиональное оборудование, например, широкоформатные принтеры, о которых CRN/RE писал). По указанным причинам происходящее в этом сегменте, где продажи исчисляются несколькими десятками тысяч систем в год, заслуживает более пристального рассмотрения.

Воздействие ситуации с популяризацией профессиональных возможностей для геймерских систем на сегмент рабочих станций будет разнонаправленным. С одной стороны, многим «легким пользователям» — разумеется, «легким» на фоне производительности, характерной для workstation — будет достаточно вычислительной мощности геймерских систем, что приведет к некоторому оттоку индивидуальных покупателей специализированных компьютеров. Часть пользователей — студентов, начинающих профессионалов, просьюмеров и т.д. — перестанут копить на рабочую станцию и купят себе геймерский компьютер с новой видекартой, допускающей установку драйверов под некоторые популярные пакеты для креатива и творчества. Но количество таких ушедших покупателей будет невелико, поэтому отток будет незначительным.

Однако будет и обратный тренд, восходящий: пользователи, попробовав на практических задачах преимущества геймерского «двухголового» компьютера, сочетающего мощность CPU и GPU, с высокой вероятностью заинтересуются рабочими станциями. Легко видеть, что количество таких пользователей со временем будет только расти — популярность креативных задач увеличивается, а они требуют от компьютеров все более высоких вычислительных мощностей.

Пользователи, применяющие рабочие станции для тяжелых профессиональных задач — CAD/CAM, 3D- и VR-визуализация, научные расчеты, пакеты для моделирования и т.д. — так и будут работать с ними. Для юзера из этой группы важна гарантированная совместимость используемого «железа» с профессиональными пакетами и возможность «тонкой настройки» параметров для обеспечения максимальной производительности именно с нужным им программным решением.

Что предлагают вендоры для данного сегмента?

Первым новинки, которым суждено присутствовать на рынке в описанных выше новых условиях, представил Dell. Модели, которыми вендор отметил третье десятилетие присутствия в сегменте, — первую рабочую станцию компания представила в 1997 году — отличаются топовой производительностью и широкой вариативностью как возможных конфигураций, так доступных форм-факторов. Например, топовая система поддерживает до 56 ядер, до 3 Тб оперативной и до 96 Гб видеопамяти, а также позволяет установить до десяти встроенных накопителей (это десктоп, так что объема внутри корпуса достаточно). Как видно, рабочие станции отличаются высокой производительностью и большим запасом по масштабированию, много бОльшими, чем доступно бытовым и геймерским системам.

Расширен модельных ряд и в плане доступных вариантов комплектующих: теперь кроме систем с видеоускорителями Nvidia Quadro доступны модели с AMD Radeon Pro и даже с геймерскими GeForce RTX 2080 Ti. Как обычно, в обновленной линейке представлены как настольные решения, так и мобильные (система в корпусе-трансформере тоже есть!), а также вендор поставляет workstation для установки в стойки, которые пока не жалуют другие производители рабочих станций.

Заметим, что рабочая станция, смонтированная в rack, открывает простор для многочисленных сценариев использования. Например, к ее ресурсам пользователь может получать доступ с «тонкого клиента», а может с тонкого и легкого ноутбука, причем такой удаленный доступ может быть как по локальной сети, так и через Интернет. При использовании в таких режимах основными конкурентами рабочих станций становятся не геймерские компьютеры, а виртуальные машины, которые дешевле в развертывании и в обслуживании, могут иметь очень высокую производительность, а при необходимости могут быть легко объединены в кластеры.

Легко предположить, что по пути, который продемонстрировал Dell, пойдут и другие вендоры, присутствующие на рынке workstation. Игроки в сегменте будут представлять системы с высокой производительностью, расширять линейки продукции, увеличивать вариативность за счет добавления моделей с альтернативными видеокартами и предлагать решения в современных форм-факторах.

Напомним, что лидерами в этом сегменте являются HP и Dell, которые контролируют примерно одинаковые доли, на третьем месте находится Lenovo, кроме того, присутствует Fujitsu и заявку на вступление в «клуб workstation-мейкеров» продемонстрировал Asus (о чем CRN/RE писал). В технологическом плане основными конкурентами для традиционных рабочих станций станут виртуализированные решения, но о перспективах виртуализации для профессиональных задач мы поговорим в следующий раз.

Источник: crn.ru