8 августа 2019 г.

Вряд ли для кого-то станет откровением, что компания, чей персонал искренне доволен жизнью, действует эффективнее и (при прочих равных) более успешна, чем организация, куда сотрудники каждое утро идут как на каторгу. Однако недавнее исследование, проведённое в оксфордской Saïd Business School, подкрепляет это интуитивное понимание весьма солидной доказательной базой.

«Люди — наш самый ценный ресурс», — частенько заученно твердят менеджеры самого разного уровня. Но далеко не всегда, увы, наполняют эту звучную фразу подлинным смыслом. И напрасно: от качества и состояния человеческого капитала действительно напрямую зависит любой бизнес-процесс. По крайней мере до тех пор, пока процессы эти не автоматизированы полностью.

Авторы оксфордского документа проанализировали 339 независимых исследований, проведённых силами компании Gallup за последние годы и охвативших в общей сложности почти 1,9 млн сотрудников в 230 бизнес-организациях из 49 отраслей хозяйства в 73 странах мира. Выводы совершенно однозначны: выявлена положительная корреляция между удовлетворённостью наёмных работников условиями и оплатой своего труда, с одной стороны, и их производительностью, а равно и лояльностью потребителей продукции и услуг (либо бизнес-партнёров) нанимающей их компании — с другой.

Само по себе утверждение о том, что довольный жизнью сотрудник хорошо трудится, на первый взгляд поверхностно и тривиально. Однако загвоздка в том, что как раз вследствие своей очевидности это соображение нередко выпускается из вида руководством предприятий и организаций. В особенности если компания действует в условиях неблагоприятного экономического климата, стагнации или спада деловой активности. Тогда руководство готово ради снижения издержек идти на любые решительные меры — и о самочувствии сотрудников, об организации оптимальных условий труда для них при этом обычно не заботится.

Материалы, которые анализировала оксфордская группа, включают детальные (фактически аудиторские) исследования, проводившиеся по заказам клиентов Gallup с целью выявить конкретные факторы, способствующие и препятствующие эффективной работе той или иной компании. В ходе изучения группа учёных искала связь между субъективной удовлетворённостью сотрудников условиями их труда (английский термин — workplace wellbeing, в буквальном переводе «благополучие на рабочем месте») и такими объективными показателями, как производительность труда на каждом рабочем месте в отдельности и эффективность работы предприятия в целом.

Строго говоря, такой подход даёт лишь нижнюю, наиболее скромную, оценку важности удовлетворённости сотрудников для функционирования бизнес-процессов. Более длительные позитивные последствия хорошего самочувствия на рабочем месте, такие как стремление работника к (обходящемуся для работодателя бесплатно) самообразованию или меньшая склонность к переходу в конкурирующую компанию, например, — поддаются прямому учёту уже с трудом и требуют более глубокого, продолжительного по времени изучения. Однако уже доступные для прямого анализа факты подтверждают на твёрдой научной базе давно всем известную истину: сознательный, приносящий позитивные эмоции работнику труд наиболее продуктивен.

Авторы оксфордского исследования особо подчёркивают, что наибольшее влияние удовлетворённость условиями труда оказывает на качество творческой, креативной деятельности сотрудников. Действительно, во времена Великой депрессии конвейеры Форда действовали весьма эффективно: мириться с ужасающими условиями труда на них персоналу помогали страх потерять место и длинная вереница безработных за воротами предприятия. Сегодня же, по мере того как всё больше монотонных процедур и операций автоматизируется, резко возрастает значимость высококвалифицированных, мотивированных, творческих кадров. Не создавать для таких сотрудников достойных условий труда значит попросту недоиспользовать их потенциал на благо собственной компании — а через некоторое время и обеспечить менее прижимистому конкуренту (к которому такие сотрудники непременно однажды уйдут) дополнительную фору.

Источник: Максим Белоус, crn.ru