24 сентября 2019 г.

Влияние на рынок «больших данных» на рынки становится все более интересным, разнообразным и мощным. Фраза «BigData — один из локомотив современного ИТ» из тезиса или, скорее, лозунга, стремительно получает реальное наполнение.

«Большие данные» и «граничные вычисления»

Развитие «больших данных» под угрозой, как может показаться. Большинство данных — до трех четвертей уже через 4 года по оценкам Gartner — информационные системы уже будут не передавать на серверы и дата-центры, а обрабатывать «на границе сети», в непосредственной близости от мест получения, что особо подчеркивал Олег Васьков, руководитель Центра высоких технологий Hewlett Packard Enterprise в России.

Получается, что основной массив данных после обработки «на лету» будет удален и, соответственно, не попадет в BigData, не будет доступен для разных форм последующего анализа! Однако порядка трети генерируемых данных все же будут добираться до дата-центров, а это много больше, чем индустрия в данный момент может сохранить! Напомним, что в современном состоянии индустрия — даже в имевшейся «дата-центро-центрической» парадигме! — могла сохранять от 15 до 20% генерируемых данных, а остальные использовали для принятия оперативных решений и стирали. Как видите, до BigData и раньше не доходило более 80% данных! Динамика в генерации данных превышает темпы роста возможностей их хранения, так что вряд ли процент сохраняемого для анализа с течением времени возрастает! Как видно, опасность для BigData со стороны EDGE, мягко говоря, сильно преувеличена.

Концепция EDGE является мощным восходящим трендом (о чем CRN/RE писал), она хороша для скорости работы (уходит задержка на передачу данных и на получение отклика), для оптимизации инфраструктуры (радикально снижается нагрузка на каналы коммуникации) и т.д. Однако пока соответствующие аппаратные решения продвигает только НР — вендор создал серию коммерческих систем Proedge — в остальном же тренд представлен странно, по большей части, установленными «на границе сети» или в непосредственной близости от нее стандартными серверами или даже ПК, выполняющими серверные функции. CRN/RE следит за развитием событий и будет информировать читателей о восходящем тренде, который должен привести к значительным изменениям в канале и на рынке интеграции.

BigData и «цифровое неравенство»

Преимуществами «больших данных» стали активно пользоваться крупные корпорации, получая от анализа BigData очевидные конкурентные преимущества, которые оказались наиболее заметны в битве за клиента с компаниями из сегмента SMB. Аналитики даже стали говорить о новом «цифровом неравенстве» — ситуации, когда малый и средний бизнес, по понятной причине лишенный широких возможностей накапливать, хранить и обрабатывать «большие данные», в стратегическом плане оказался в проигрышной позиции относительно корпораций, у которых соответствующие возможности уже были. Но ситуация успела поменяться, причем за считанные месяцы.

Операторы «больших данных», желая расширить пул клиентов, «прикрутили» к своей информационной инфраструктуре новые cloud-сервисы, позволяющие компаниям — в том числе, и из сегмента SMB! — пользоваться аналитикой на основе BigData в принятии маркетинговых решений. Соответствующие сервисы пользуются возрастающей популярностью, что во многом решает проблему «цифрового неравенства» в данной форме.

Операторами «больших данных» выступают операторы сотовой связи, фискальных данных и другие компании, которые в ходе основной деятельности получают большие объемы данных, из которых после обогащения и обработки можно получить значимую бизнес-информацию.

«В российской торговле и индустрии питания сегодня происходят масштабные технологические изменения», — сказал Александр Белокопытов, вице-президент «Сбербанка», руководитель дирекции по экосистеме юридических лиц, выступая на совместном мероприятии с компанией «Платформа ОФД».

Изменения показательны как в популяризации безналичных платежей, онлайн-касс и прочих финтех-элементов, так и в плане получения практической выгоды от генерируемых данных. К «Платформе ОФД» подключено 900 тыс. касс, которые в день пробивают свыше 40 млн чеков. Все эти потоки данных — как видно, они достаточно «Big» и при этом, разумеется, анонимизированные в соответствии с требованиями законодательства — попадают оператору. Компания стала получать из них аналитику, доступную клиентам через ряд автоматизированных продуктов в онлайне. В результате клиенты «Платформы ОФД» получили новые возможности, в частности, сопоставлять собственные бизнес-показатели с достигнутыми в среднем по району, городу, индустрии и т.д., смотреть на результаты продаж групп товаров и пр. Сервисы просты в использовании и доступны клиентам в «Личном кабинете» на сайте компании. В результате даже бизнесы сегмента SMB получили мощные инструменты бизнес-аналитики, которые способны давать конкурентные преимущества.

По понятным причинам, компании всех размеров неохотно делятся бизнес-кейсами и success stories, рассказывающими об успешном применении BigData в российских условиях, поэтому востребованность новых инструментов приходится оценивать по косвенным показателям.

Продажи данных аналитики на основе больших данных за август 2019 г. составляли порядка 10% доходов компании, как отметил Алексей Баров, генеральный директор «Платформа ОФД». По итогам года г-н Баров ожидает, что они составят пятую часть дохода, причем еще полгода назад данных сервисов не было вообще! Это прекрасно демонстрирует скорость, с которой российский бизнес начинает использовать BigData в повседневной практике. Причем именно повседневной — по словам г-н Барова, даже кратковременные профилактические работы на сервисе, в ходе которых аналитика оказывается недоступной, приводят к многочисленным звонкам на «горячую линию» от бизнес-клиентов, что указывает на востребованность сервисов даже для оперативных решений.

BigData и персональные данные

Действия регуляторов, вводящих ряд ограничений на получение, хранение и обработку персональных данных граждан, теоретически могли создать проблему развитию «больших данных» как направления. Согласно действующему законодательству — как российскому, так и, например, европейскому — наложены суровые ограничения на работу с данными, способными деанонимизировать гражданина и ряд его действий, от паспортных данных до биометрии и от покупок в магазинах до телефонного номера.

Интересно, что россияне стали очень осторожно относиться к информации о себе, включая персональные данные. В этом плане показательны данные «Лаборатории Касперского», которая в ходе опроса выяснила, что 84% россиян не хотят, чтобы кто-либо был в курсе, что именно они делают в онлайне, и, для сравнения, лишь 65% — как они проводят время в реальной жизни.

«Мы видим, что проблема приватности в онлайне очень волнует россиян, — отметил Алексей Маланов, антивирусный эксперт „Лаборатории Касперского“. — Однако нельзя сказать, что пользователи в большинстве своём делают всё возможное для ее обеспечения».

В плане практики, как CRN/RE писал недавно, российское государство оказывается более конструктивно в деле защиты персональных данных, чем российские же граждане. Заметим, что российские компании очень аккуратно относятся к соблюдению прав клиентов — как частных лиц, так и организаций. Например, клиент «Платформа ОВД» может запретить использование своих данных в анализе общего массива BigData, причем хотя такие компании существуют, но, как отметил г-н Баров, их совсем немного.

В целом законы оказали благоприятное действие на рынок, упорядочив и тем самым упростив ряд процедур, связанных с получением, обработкой и хранением данных. Участники рынка отмечают, что в российских условиях проверяющие постепенно превращаются в своеобразных «пен-тестеров». Например, Виктория Никитина, начальник отдела нормативного регулирования Департамента информационной безопасности «Банка России» в выступлении на конференции «Информационная безопасность финансовой сферы» прямо отметила, что современные регуляторы все чаще видят свою основную функцию не только в контроле фактов соответствия законодательству (которое, напомним, пока неидеально и многие вопросы оставляет в «серой зоне»), но и в выявлении уязвимостей в информационной инфраструктуре, а также в информировании компаний о возможных рисках, связанных с неполным соответствием требованиям — от финансовых и репутационных до юридических и связанных с вопросами ИБ.

Что дальше?

Востребованность BigData будет расти, данные на глазах превращаются в «новую нефть», способную приносить вполне понятные дивиденды всем игрокам рынка. От операторов «больших данных» требуется умение соответствующие показатели собирать — мы рассмотрели примеры в области финтеха и ритейла, но аналогичные в большом количестве начинают появляться, например, в энергетике, городском хозяйстве, логистике, агрокомплексе и т.д. Это приведет к росту потребностей, например, в системах хранения данных (этот сегмент показывает хорошие показатели по данным IDC, о чем CRN/RE писал недавно), в сервисах ИБ и т.д.

Импульс для развития получат и соответствующие «облачные» сервисы, в том числе, и специализированные. Например, Mail.ru объявила о запуске «облачного» PaaS-сервиса, который может быть масштабирован до петабайт и, по данным компании, позволяет в 3-5 раз снизить затраты на хранение и обработку больших объемов данных.

«Инфраструктуру для аналитических хранилищ данных дорого строить и сложно администрировать. Масштабного перехода крупных заказчиков в „облачную“ аналитику еще не произошло, но мы видим, что этот тренд стремительно набирает обороты, — подчеркивает Илья Летунов, руководитель платформы Mail.ru Cloud Solutions. — По нашим прогнозам, рынок облачной бизнес-аналитики в ближайшие два года вырастет в 4-5 раз».

Упомянутые тренды благоприятно отразится как на рынке в целом, так и на канале. Однако, как отметил Максим Еременко, директор Управления развития компетенций по исследованию данных «Сбербанка», сегодня мало только собирать данные! Их нужно уметь обогащать, а также уметь создавать на их основе сервисы, востребованные бизнесами. Острую необходимость в продуктивации современных возможностей отмечал Павел Гонтарев, управляющий директор компании «Mail.ru Цифровые технологии», в выступлении на круглом столе «Готов ли российский бизнес к цифровой трансформации». О востребованности сервисов говорил и г-н Баров, фискальные данные на российском рынке собирает 21 компания, но конкурентным преимуществом именно «Платформы ОФД» является умение предоставлять сервисы, которые клиенты — от корпораций до ИП — используют для получения значимой бизнес-информации. Соответственно, будет расти востребованность в экспертизах — как в аналитике, так и в области создания user-friendly-сервисов в «облаках».

Источник: Александр Маляревский, crn.ru