22 ноября 2019 г.

Живой сотрудник HR-отдела объявляет о предстоящем увольнении виртуальному работнику (источник: Talespin)

Цифровизировать управление персоналом — кандидатами на вакантную должность или уже работающими в компании сотрудниками — на современном уровне развития технологий вполне реально. И чем дальше, тем сильнее будет востребована бизнесом эта ИТ-услуга, как бы ни беспокоило её применение ярых сторонников традиционных межчеловеческих коммуникаций в рабочей среде.

Успешные проекты автоматизации HR-задач уже не редкость, в том числе и в России. Цифровая трансформация управления персоналом позволяет быстрее и точнее принимать кадровые решения, в целом повышает эффективность бизнес-процессов, даёт возможность ощутимо снизить административные расходы. Впрочем, как и к любой технологии, к автоматизированному HR люди учатся приноравливаться. И это необходимо учитывать тем интеграторам, которые уже сегодня делают ставку на внедрение подобных систем для своих заказчиков.

В пример можно привести воздействие на область HR американской компании HireVue, которая специализируется как раз на автоматизации рекрутинга. Разработанное ею программное решение с элементами искусственного интеллекта (AI) позволяет оценивать претендентов на различные должности дистанционно, в процессе проведения видеоинтервью посредством ПК или смартфона. При этом ключевые профессиональные навыки кандидатов по-прежнему взвешивает живой HR-специалист по другую сторону экрана. HireVue же анализирует, скорее, уверенность кандидатов в своих силах, их коммуникативные навыки и готовность к адекватному общению в стрессовых ситуациях (к которым интервью для приёма на работу, безусловно, относится). Используя технологии машинного обучения на обширной базе данных, система оценивает мельчайшие движения лицевых мускулов претендента, темп и тональность его речи, скорость и точность подбора слов при ответе на задаваемые рекрутером вопросы, широту словарного запаса в целом и т. п.

Беспристрастные суждения машины относительно готовности и умения человека общаться с себе подобными оказались настолько точны, что в ряде сфер американской экономики, таких как HoReCa и финансовые услуги, крупные игроки уже не готовы возвращаться к прежним, часто крайне субъективным, «аналоговым» методам проведения интервью с кандидатами. Достаточно сказать, что услугами HireVue пользуются Vodafone, Tiffany & Co., Hilton, Carnival Cruise Line — всего до 40% компаний из списка Fortune Most Admired.

Система уже приняла самое непосредственное участие в решении судьбы более одного миллиона кандидатов на те или иные должности, и популярность её всё ширится. Некоторые профильные учебные заведения США даже организуют особые курсы, на которых преподают студентам не абстрактные основы сценического движения или начала ораторского искусства, а практические методики, благодаря которым претенденты на завидные должности в передовых компаниях смогут блестяще выдержать экзамен перед данным конкретным искусственным интеллектом.

В то же время целый ряд экспертов и активистстких групп в США подвергают критике сам подход HireVue к оценке живых кандидатов. Дошло уже до обращения в Федеральную торговую комиссию с просьбой изучить «нечестную и вводящую в заблуждение» бизнес-практику компании. Противники HR-ориентированного AI утверждают, что такие выдаваемые системой оценочные параметры, как «готовность к обучению» и «стрессоустойчивость» формируются на основе закрытого, не прошедшего какую бы то ни было сертификацию алгоритма, и потому неизбежно приводят к дегуманизации самого процесса интервьюирования и к дискриминации кандидатов по утаиваемым от них критериям. Тот факт, что логика принимаемых самообучающейся системой решений в принципе с огромным трудом поддаётся дешифровке, активистов отнюдь не успокаивает.

Вопросы о справедливости и законности применения подобных систем неизбежно будут подниматься по мере их всё более широкого распространения, — и не только в В2В-среде. Базирующуюся на выводах AI оценку «человеческой адекватности» приходящих наёмных работников — садовников, сиделок, водопроводчиков — уже предлагает частным нанимателям ряд специализированных сайтов в США. Оценка эта выводится на основе анализа профилей кандидатов в соцсетях и оставленного ими в Интернете «цифрового следа» (по открытым и легальным, разумеется, источникам).

Сторонники цифрового отсева неподходящих претендентов приводят вполне резонный аргумент: если вакансия одна, а занять её намерены сто человек, девяноста девяти так или иначе придётся отказать. Так почему бы не доверить эту малоприятную миссию компьютерной системе, которая беспристрастно учтёт все нюансы, не утомится после анализа первого десятка представленных резюме — и уж точно не станет основывать свой выбор ни ни каких подспудных расовых, возрастных либо гендерных предубеждениях? Учитывая, безусловно, специфику бизнеса: ведь неприветливого, запинающегося через слово кандидата и живой рекрутер не допустит к работе за стойкой отеля либо за прилавком ювелирного магазина.

AI, впрочем, не освобождает сотрудников отделов управления персоналом от другой эмоционально тяжёлой задачи: от необходимости увольнять людей, в услугах которых наниматель по тем или иным причинам перестал нуждаться. Но здесь на помощь уже готова прийти виртуальная реальность (VR), а именно, специализированные «ситуационные симуляторы» вроде тех, что разрабатывает стартап Talespin. Водрузив на голову шлем и запустив на компьютере соответствующее окружение, HR-сотрудник получает возможность провести беседу с довольно правдоподобно выглядящим виртуальным персонажем.

Отказать в повышении, объявить о снижении зарплаты, предложить перевод в отдалённый филиал, сообщить об увольнении — для всего этого (пока ещё?) необходим живой разговор. VR-модели с реалистичными эмоциональными реакциями вплоть до рыданий, жалоб и гневного, яростного неприятия призваны закалить специалистов отделов управления персоналом, обеспечивая обратную связь и демонстрируя, каким образом подбираемые ими фразы будут восприниматься людьми под давлением стресса. Более того, в планы Talespin входит «профилактическое» предоставление возможности уже самим наёмным работникам испытать VR-систему с другой, что называется, стороны, — встретиться в виртуальном пространстве лицом к лицу с неумолимым, но чрезвычайно обходительным и проникновенным гуру понижений и увольнений. Так, на всякий случай. Вдруг пригодится: ведь роботы наступают.

Источник: Максим Белоус, crn.ru