23 декабря 2019 г.

Предпосылки для качественных изменений на российском рынке начали появляться более 2 лет назад — очень давно по меркам этого динамичного сегмента! — но сейчас стали возможны и по техническим причинам, и по мере зрелости рынка.

В конце года произошло несколько важных событий подряд, которые, возможно, приведут к качественным изменениям в российском cloud-сегменте: Softline получил очередной партнерский статус, на российский рынок вышел интегратор Crayon, а Microsoft озвучил очередные инициативы, связанные с «облачным» направлением своего бизнеса. Казалось бы, новости проходные — у Softline статусов тысячи, интеграторов на российском рынке тоже немало, а кроме Microsoft на cloud-направлениях делают акцент Google, IBM, Amazon и другие крупнейшие компании — но в сочетании упомянутые факты очерчивают интересную законченную картину. Что же произошло?

Гибридные «облака» стали привычны

Стали нормой мультиоблачные решения, все больше компаний используют для работы более одного «облака» (о чем CRN/RE писал), что экономически выгодно и актуально для обеспечения непрерывности функционирования бизнеса. Практические наработки в создании мультиоблачных сред оказались настоящим спасением в ситуации, когда многим российским компаниям потребовались гибридная cloud-инфраструктура: решения из нескольких «облаков», одни из которых публичные, другие — частные.

Идея гибридных «облаков» не нова. Например, еще 3 года назад Softline говорил об актуальности концепции «тригибридного „облака“» — бесшовного сочетания cloud-сервисов на приватных ресурсах, у локальных «облачных» провайдеров и у гиперскейлеров — но для понимания актуальности такого подхода рынок массово дозревает только сейчас. Мультиоблачность и применение гибридных облаков имеет определенные проблемы: обеспечение «бесшовности» сервисов в таких условиях является непростой технической задачей. Но ее приходится решать для оптимального соответствия специфике, связанной с огромной территорией страны, требованиями регуляторов и политическим моментом.

Зачем «гибриды», когда есть гиперскейлеры?

Гиперскейлеры — Amazon, Google, Microsoft, IBM и другие — по понятной причине могут предложить заказчикам сервисы, более выгодные в экономическом плане, чем бывают доступны у приватных «облаков» и даже у некрупных cloud-провайдеров, но также более развитые технические средства для работы с ресурсами нового типа.

Гиперскейлеры присутствуют далеко не во всех регионах мира, что создает понятные технические проблемы локальным заказчикам. На ряд локальных рынков они не спешат по экономическим причинам — слишком оказывалось мало количество локальных заказчиков для разворачивания ЦОДов должного масштаба. Кроме того, гиперскейлеры предоставляют публичные cloud-сервисы, что далеко не во всех ситуациях допустимо для заказчиков. Эти проблемы не уникальные российские — похожие есть в ряде других локальных/национальных рынках.

«Компании выбирают гибридные технологии, чтобы получить преимущество от использования существующего локального оборудования с облачными инновациями», — говорит Джулия Уайт, корпоративный вице-президент направления Azure.

Тихая революция Microsoft

Microsoft продвигает Azure Stack — по сути, фрагмент «большого Azure», пригодный для установки в локальные «облака» и способный как работать независимо, так и обеспечивать бесшовную интеграцию с сервисами на «большом Azure». Физически Azure Stack — это сервер от одного из лицензированных поставщиков с предустановленным специализированным набором программного обеспечения. Линейка Stack достаточно развитая.

Кроме универсального варианта доступен Stack с суффиксом «EDGЕ», созданный для граничных вычислений и работы с AI-инструментами, есть модификация «HCI», позиционирована как «hyperconverged solution», и, наконец, «Hub», обеспечивающая запуск облачных приложений в локальной среде при отсутствии подключения или с целью соблюдения нормативных требований с помощью согласованных служб «облачной» платформы Microsoft. Из такого набора можно создать практически любые программно-определяемые решения для вычислений, хранения данных и сетевого взаимодействия.

Идет дальнейшее активное развитие платформы Azure. «Microsoft осознает, что возможности гибридного облака должны эволюционировать, чтобы сделать инновации доступными повсеместно, обеспечив единство разработки, развертывания и управления», — подчеркивает г-жа Уайт. Например, в уходящем году корпорация создала Lighthouse, единую панель для управления «облачными» ресурсами, развернула Azure Migration Program, смысл которой понятен из названия, а также усовершенствовала Azure Marketplace. Но развитие требует и маркетинговых активностей, в том числе, и работы с локальными партнерами.

Azure в РФ

Azure на российский рынок привела МТС, в 2018 году предложив корпоративным клиентам облачные сервисы Azure из собственных дата-центров, размещенных на территории РФ — причем первой на рынке, как отмечал Дмитрий Марченко, директор по маркетингу и операциям Microsoft в России. Использование Azure Stack из облака МТС помогает оптимизировать расходы бизнеса на содержание ИТ-инфраструктуры — доступная модель pay-as-you-use («оплата за использование») предполагает, что клиент оплачивает только фактически потребленные объемы cloud-сервисов.

«Появление Azure Stack в нашей стране является подтверждением востребованности гибридных облачных сценариев и, несомненно, будет способствовать развитию цифровой трансформации и всей информационной экосистемы в России», — был уверен Владимир Хренков, директор по инновационному развитию МТС.

Но чтобы решение стало популярным на локальном рынке, нужна как его доступность, так и усилия локальных же интеграторов. Продвижением Azure активно занимались структуры МТС — прежде всего, «облачный» провайдер #CloudМТС, и «Энвижн Груп», дочерний для МТС системный интегратор. Работали в этом направлении другие компании, но их ресурсов для огромного российского рынка, похоже, было недостаточно. Появление новых активных игроков исправит ситуацию к лучшему.

Игроки: обновленные и новые

Softline успешно прошла масштабный комплексный аудит Microsoft и получила международный статус Azure Expert Managed Service Provider (MSP). Заметим, что различные статусы партнеры Microsoft получают в огромном количестве — в середине этого года скорость соответствующих процессов превысила 7 тыс. сертификатов в месяц — но сертификат MSP на февраль 2019 г. имело всего 43 компании во всем мире.

Softline имеет экспертизу по внедрению «облачных» решений вообще и решений Microsoft, в частности, полученную в создании решений по всему миру, напоминает Сергей Черноволенко, глобальный генеральный директор компании, но официальный статус важен. Накопив опыт в зарубежных cloud-проектах, Softline занимается переносом экспириенса, наработанного в странах Латинской Америке, Азии и Африки, на российский рынок, который от глобального отстает, о чем CRN/RE писал. Зачастую подходы Softline опережают ситуацию на рынке, например, упомянутые выше «тригибридные» решения. Такие системы можно строить на разных платформах, Azure в данном случае является хорошим выбором, но не единственным.

Новым игроком в российском cloud-сегменте рынке стал Crayon, компания из Скандинавии, ставшая глобальной — 45 офисов по всему миру, 5 исследовательских центров — и хитро позиционирующая себя не как традиционного интегратора, а как консалтинговую структуру, позволяющую заказчикам «оптимизировать вложения в ИТ-инфраструктуру». Такая особенность маркетинга существенно облегчает контакт с бизнесменами и финансистами, так как разговор идет в терминах, привычных лицам, принимающим решения на стороне клиента. В процессе таких консультаций сегодня, разумеется, естественным образом появляется тема «цифровой трансформации» бизнеса, а вслед за ней — тема «облачной» инфраструктуры.

Сегодня «цифровая трансформация» начинается с «облака», уверен Вадим Юн, генеральный директор российского представительства Crayon. Компания понимают локальную российскую специфику, а поэтому готова предлагать решения с использованием ресурсов локальных провайдеров, гибридных и приватных «облаков». Заметим, что Crayon располагает опытом разворачивания инфраструктуры заказчиков на разных cloud-платформах — Amazon Web Services, Google, IBM, а также, что важно в контексте этой статьи, на платформе Microsoft. Статус Azure Expert Managed Service Provider у Crayon тоже есть, поэтому легко предположить, что гибридные — и даже «тригибридные» — решения с использованием Stack мы увидим и в исполнении скандинавов.

Для российского рынка важно, что Crayon намерен активно продвигать на российский рынок наработки, полученные в других регионах планеты. Совсем уникальные проекты встречаются не так часто, в большинстве случаев можно найти похожее решение — или его компоненты — ранее созданные для других клиентов, и доработать в зависимости от специфики нового заказчика, уверен г-н Юн.

Что дальше?

Мы видим быстрое развитие российского «облачного» сегмента, рост зрелости потребителей и заметное усиление на стороне вендоров и интеграторов, что позволяет надеяться на взрывной рост в этом направлении. Сегодня «облачные» решения имеют особую ценность как для оптимизации затрат компаний на ИТ-инфраструктуру, так и для «цифровой трансформации» российских бизнесов. Cloud для задач трансформации необходим, как отмечал г-н Юн, но не достаточен, также нужны решения в области SAM (управления программными активами), AI (искусственного интеллекта), ML (машинного обучения) и IoT («интернета вещей»).

Подчеркнем, что есть огромный потенциал как для интенсивного, так и для экстенсивного развития «облачного» сегмента в экономике страны, ведь российский рынок крайне неоднороден.

Приведем цитату: «Уральский рынок обладает огромным потенциалом: здесь сосредоточено большое число крупных промышленных компаний, которые до недавнего времени с недоверием относились к идее миграции в „облако“, но сейчас с интересом смотрят в сторону cloud-сервисов», — сказал в декабре этого года Владимир Егорычев, руководитель группы регионального развития департамента облачных технологий Softline. Необходимость популяризации важна для рынков, сегментов, индустрий и предприятий — 40% ИТ-директоров в 2022 году будут заниматься пропагандой цифровых концепций внутри собственных компаний, по данным IDC, наряду с руководством инновациями и управлением процессом внедрения сервисов.

Источник: Александр Маляревский