11 февраля 2020 г.

Российский канал недавно получил новый козырь в извечной борьбе с «серым рынком». Проблемы с «серыми» телевизорами Samsung для локального российского рынка могут оказаться весьма хороши, хотя достаточно неприятны для покупателей и создали понятные проблемы для бренда.

Что произошло? На некоторых «серых» smart-телевизорах Samsung оказались недоступны некоторые smart-функции. С такой ситуацией столкнулись пользователи техники Samsung не только в РФ, но и в других регионах бывшего СНГ — в Казахстане, Беларуси и т.д. Проблема «серой» техники заиграла новыми красками. Разумеется, софт «серых» аппаратов и раньше имел существенные различия от «белых», но это никого из покупателей сильно не волновало. Купоны на бесплатный доступ к сервисам можно было смело игнорировать, а предустановленные приложения в большинстве случаев деинсталлировать — ни то, ни другое не мешало без проблем подключаться к глобальным и к локальным ресурсам, а вся перенастройка «серого» чаще всего сводилась к установке в меню новых локальных параметров (языка, часового пояса и т.д.). В случае с «серыми» моделями Samsung ситуация оказывалась более сложной: проблема была не в том, что на «серых» устройствах было лишнее, а что отказывалось работать необходимое.

Для покупателей ситуация плохая. Проблему можно было решить или изменениями в hardware (при высокой интеграции это означает замену системной платы, что подразумевает транспортировку телевизора до сервис-центра и обратно), или софтовым способом, который дешевле, но при ближайшем рассмотрении оказывается еще более проблематичен (например, использование VPN открывало заблокированное, но делало недоступными часть российских ресурсов, в том числе, интернет-кинотеатров). Подчеркнем, что покупатели оказались с проблемой один на один. Обратившиеся в официальный сервисный центр, получили предсказуемый ответ, что случай негарантийный и за ввезенные в обход официального канала модели производитель никакой ответственности не несет.

Для российского канала же ситуация хороша. Действенных инструментов борьбы с «серым» импортом так и не появилось. Очевидно, что особенности локального российского рынка — относительно малая емкость, необходимость дополнительной сертификации, большие расстояния и т.д. — создает для канала проблемы в продвижении «белой» техники, которые вполне решаемы, но в большинстве случаев находят свое отражение в конечной цене товара. Для российского покупателя же цена является крайне важным фактором при выборе как модели, так и места покупки, поэтому до настоящего времени все страшилки о проблемах «серого импорта» действовали, мягко говоря, не очень сильно. Теперь же ситуация изменится, и многие массовые покупатели будут опасаться приобретать явный «серяк». Разумеется, прецедент со smart-телевизорами Samsung радикально не изменит «серый» сегмент, но негативное влияние на него окажет. Насколько сильным будет то влияние — покажет развитие ситуации, но на активное продолжение такого формата борьбы с «серым» рынком рассчитывать вряд ли стоит.

Для вендора ситуация тоже нехорошая. Во-первых, произошедшее с телевизорами приведет к появлению значительного количества исков к производителю. Во-вторых, произошедшее вызовет снижение продаж телевизоров Samsung по понятной причине: покупателям совершенно не хочется разбираться в тонкостях "серой"/"белой" маркировки — особенно с длинными и странными индексами, в которых надо искать неочевидные суффиксы, указывающие на регион — и для упрощения выбора smart-TV многие отдадут предпочтение другим брендам, чем воспользуются как гранды, так и недавно вошедшие в сегмент. В-третьих, у корейской компании будут сильны репутационные потери, которые отразятся на продажах оборудования других типов — ведь сейчас «подключенными устройствами» являются не только телевизоры, но и стиральные машины, кондиционеры и т.д.

Что будет дальше? Развитие ситуации мы увидим в ближайшем будущем. Сомнительно, чтобы кто-либо из крупных компаний присоединился к Samsung — слишком проблемная ситуация для вендора, как мы отметили выше. Да и созданный Samsung прецедент может долго не продержаться — обилие исков от пользователей и жесткая позиция национальных регуляторов может привести к тому, что вендор отыграет назад и снимет блокировки. Но у пользователей будет настороженное отношение к «серому» сегменту, чем должен воспользоваться ритейл.

Что это значит для ритейла? Российскому «белому» ритейлу нужно «ловить волну» и в ближайшее время делать особый акцент на полную легальность своей продукции, что должно означать для покупателя отсутствие проблем, аналогичным описанным выше. Ситуация, скорее всего, разрешится достаточно быстро и, возможно, блокировка будет снята, после чего опасения пользователей начнут спадать. Поэтому активно давить на «серый» рынок маркетинговыми методами каналу нужно быстро, начинать прямо сейчас, пока коллизия с Samsung на слуху у массового потребителя и страхи еще свежи.

Официальное заявление Samsung.

Источник: Александр Маляревский