25 февраля 2020 г.

Руководить бизнесом, не будучи уверенным в верности избранного пути, — разве такое возможно? Аналитики Forrester уверены: сегодня это решительно необходимо. Речь не идёт о принятии решений вслепую, по принципу «орёл или решка», разумеется. Речь о том, что вызовы и угрозы бизнесу даже в краткосрочной перспективе становятся настолько непредсказуемыми, что неуверенность в завтрашнем дне теперь — не признак слабости руководителя, а свидетельство адекватности восприятия им донельзя переменчивой действительности.

Какой была прежде реакция ответственного бизнес-лидера на внезапную волатильность рынка, или на неожиданные перебои с поставками необходимых для производства компонентов, или на выключение целых регионов огромной промышленно развитой страны из логистических и финансовых цепочек? Простая и понятная: урезать до минимума издержки, перейти в режим жёсткой экономии, «лечь на дно». Сегодня, уверены эксперты Forrester, это прямой путь в небытие: компания, которая надеется затаиться и переждать внезапные неблагоприятные обстоятельства, скорее всего, не доживёт до возврата ситуации в привычное русло.

Собственно, российские бизнесмены с этим тезисом вряд ли станут спорить: за последние несколько лет те из них, чьи предприятия остаются в строю, так или иначе научились активно действовать в крайне жёстких привходящих обстоятельствах. Экономические, политические, технологические неопределённости размывают саму основу для сколько-нибудь заслуживающих доверия предсказаний даже на среднесрочную перспективу. А как показывает пример COVID-19, порой и на краткосрочную тоже.

По словам Дэнни Аллана (Danny Allan), вице-президента Veeam Software, современный бизнес, особенно имеющий отношение к высоким технологиям, сродни техническому дайвингу: он тоже требует стремительной реакции на быстро меняющиеся обстоятельства — и точно так же безо всякого снисхождения наказывает как за нехватку сиюминутной решимости, так и за недоработки в стратегическом планировании перед погружением. Однако есть в этом и положительный момент: если будущее в деталях априори непредсказуемо, незачем нервничать из-за невозможности его предвидеть, — следует сосредоточиться на готовности адекватно решать проблемы по мере их поступления.

Неуверенность в будущем, как бы парадоксально это ни казалось на первый взгляд, помогает лучше подготовиться к встрече с неведомым. Стратегии управления рисками должны в наши дни строиться с учётом того, что ни в чём на сто процентов нельзя быть уверенным. А это, в свою очередь, даёт возможность с большей гибкостью реагировать как на в принципе допускавшиеся исходно обстоятельства, так и на совершенно непредсказуемые вызовы. Дэнни Аллан рекомендует в этой связи сосредоточиться не на внешней стороне вопроса — всё равно ведь не угадать, с какой именно стороны клюнет пресловутый жареный петух, — а на внутренней структуре компании. Точнее, на её устойчивости: придирчиво изучить организацию бизнеса, список контрагентов, логистические и производственные цепочки и т. п. Выявить заведомо слабые места — и сразу же заняться их укреплением. не дожидаясь, пока на голову свалится очередная нехватка комплектующих, или политическая пертурбация, или масштабная вспышка инфекции.

Среди подводников ходит поговорка: «Есть дайверы с опытом, есть с норовом, но и с тем, и с другим — не бывает». Она иллюстрирует важность постоянной готовности к обдуманному риску, к принятию жизненно важных решений в условиях стресса и ограниченного времени — но не наобум, а на основе предварительно проведённой тщательной подготовки. То же самое и в современном бизнесе: компании сплошь и рядом сталкиваются с ситуациями, в которых приходится решать, минимизировать ли неизбежные потери за счёт сокращения не приносящей прежних прибылей активности активности — или же рискнуть, развить новое для себя направление и выиграть (либо разом потерять всё). Лишь должным образом подготовленное к любым неурядицам коммерческое предприятие с большой вероятностью будет располагать ресурсами и кадрами, необходимыми для успешной перестройки «на лету». Ну, и без изрядного делового чутья идущего на осознанный риск руководителя здесь не обойтись, конечно.

И как короля в театре играет свита, так и руководителя современного бизнеса всемерно поддерживает — или не поддерживает — собранный им коллектив. Команда, как известно, — это не просто группа людей, работающих вместе; это группа людей, доверяющих друг другу. В отсутствие хорошо отлаженных взаимодействий внутри команды, горизонтальных и вертикальных, основанных на прозрачности принятия решений и взаимном доверии, бизнесу чрезвычайно трудно будет действовать в нынешних переменчивых обстоятельствах. Когда все сотрудники осознают сложность внешней ситуации и важность своего личного вклада в общее дело преодоления возникающих проблем, предприятие как целое действует гораздо эффективнее — и справляется с вызовами, непреодолимыми для команд, вроде бы располагающих более крупными ресурсами, но рыхлых в плане внутренней организации.

Популярное несколько лет назад на бизнес-тренингах словечко agile, «адаптивность», сегодня становится в бизнесе по-настоящему актуальным. Делать то, что надо, делать это правильно и делать это быстро одновременно не всегда удаётся: жизнь есть жизнь. И потому руководителю компании крайне важно уметь расставлять (угадывать?) приоритеты: какой составляющей этой тройки пожертвовать на данном этапе. Например, «правильностью», и тогда сделать необходимое быстро — но не оптимальным образом.

Состояние перманентной неуверенности здесь только в плюс: оно способствует ускоренному принятию решений. Причём в дальнейшем, если окажется, что решение неверное — а та же самая неуверенность заставит руководителя непрерывно перепроверять себя и требовать обратной связи от команды и контрагентов, — с той же самой стремительностью удастся своевременно обнаружить промах и выправить курс, приняв новое быстрое решение (которое затем также возможно будет оперативно скорректировать, если что). Судя по всему, полагают эксперты, по мере дальнейшего развития технологий именно по этой непрестанно корректируемой, рыскающей траектории и будут развиваться успешные бизнесы — тогда как несгибаемых приверженцев принципа «ни шагу в сторону от плана пятилетки» постепенно вычистит невидимая рука рынка.

Источник: Максим Белоус, crn.ru