5 марта 2020 г.

Мониторы для геймерских ПК, как и сами специализированные игровые системы, — удовольствие недешёвое. Однако поставки их стремительно растут, а поскольку объёмы этих поставок сравнительно невелики, то и неблагоприятное воздействие коронавируса сказывается на них не самым заметным образом. «Невелики», впрочем, — понятие растяжимое: если за первое полугодие 2017 г., по данным Statista, в мире было отгружено немногим более 1,1 млн условно геймерских мониторов (с частотой вертикальной развёртки 100 Гц и более), то за весь 2020-й их поставки — уже по мартовской оценке, с учётом фактора COVID-19, — вырастут до 11,1 млн единиц.

Всё в том же 2017-м исследовательская компания IHS Markit отмечала чрезвычайную стремительность темпов роста этого не самого обширного сегмента ИТ-рынка. По сравнению с первым полугодием 2016 г. достигнутый год спустя уровень в 1,1 млн единиц соответствовал 350%-ному увеличению поставок. Помимо высокой частоты смены кадров (стандарт для офисного или универсального домашнего монитора, напомним, — 60 Гц), геймерские модели характеризуются рядом других особенностей. Как правило, рамки вокруг их экранов чрезвычайно узки, а сами эти экраны нередко изогнуты и/или отличаются нетривиальным соотношением сторон (21:9 вместо 16:9).

Матрицы игровых мониторов даже сегодня порой изготавливают по вроде бы безнадёжно устаревшей технологии TN — тогда как в современных смартфонах и телевизорах применяются более актуальные матрицы IPS, VA, OLED, на квантовых точках и т. п. Дело в том, что главный недостаток TN-матрицы, узость сектора комфортного обзора, с лихвой компенсируется ничтожно малым временем отклика её пиксела, чаще всего менее 1 мс. Узкий же сектор обзора не страшен даже для крупного дисплея, если его матрица искривлена, а в оптимальной для разглядывания формируемого ею изображения точке располагается ровно один человек, — собственно, геймер.

Тот же крупнопанельный телевизор должен демонстрировать идеальную по цветовому балансу картинку, пригодную для восприятия несколькими людьми с большого расстояния в довольно широком секторе обзора, и потому для него технология TN — не вариант. Зато для геймерского монитора — вполне, и за счёт применения «устаревшей» (читай — отлично отлаженной в плане производства) технологии матрицы удаётся её удешевить, а на сэкономленную сумму снабдить устройство отображения дополнительными функциональными возможностями. Изогнутый экран, кстати, становится в игровом мониторостроении всё более заметным трендом. Портал Statista приводит такие сведения: в 2017 г. 77% отгруженных в мире игровых компьютерных мониторов были плоскопанельными, а 23% — изогнутыми. Всего год спустя это соотношение поменялось радикально: 46% плоскопанельных, 54% изогнутых. По итогам 2019 г. доля изогнутых игровых мониторов уже превышает 60%.

Запрос покупателей геймерских мониторов на самые передовые технологии — и, самое главное, готовность за эти технологии платить — побуждают всё новых изготовителей ЖК-панелей предлагать соответствующие продукты рынку. По состоянию на 2019 г. список поставщиков функционально насыщенных дисплейных матриц для геймерских мониторов включает такие компании, как SDC, LGD, AUO, Innolux, BOE, CSOT, CEC Panda — и продолжает расширяться. А чем из большего числа предложений могут выбирать мониторные вендоры, тем привлекательнее выходит в итоге цена конечного продукта для покупателя. Что, в свою очередь, способствует дальнейшему росту спроса на геймерские мониторы.

Согласно недавней оценке аналитиков TrendForce, в 2019 г. мировой объём поставок игровых мониторов (моделей всех диагоналей и типов матриц с штатной частотой смены кадра 100 Гц и выше) вышел на уровень 8,5 млн единиц, — это +57% год к году. Это агентство также оценило объём отгрузок геймерских мониторов по итогам текущего года в 11-12 млн — правда, оговоримся, оценка эта была сделана ещё до осознания масштабов коронавирусного удара по ИТ-индустрии. Однако, как уже отмечалось ранее, на поставляемых в миллионных количествах устройствах перебои в производстве и логистике наверняка отразятся в меньшей степени, чем на тех, что отгружаются десятками и сотнями миллионов.

На прошедшей в январе выставке CES 2020 и сразу после неё целый ряд компаний, в той или иной мере ассоциирующихся у массового покупателя с игровой компьютерной индустрией, представили новые геймерские мониторы. В их числе — 24,5-дюймовый Asus ROG Swift 360Hz с разрешением Full HD и штатной частотой вертикальной развёртки 360 Гц, изогнутый 165-Гц Gigabyte AORUS CV27Q c кривизной 1500R, монструозный 49-дюймовый Samsung G9 на квантовых точках с разрешением 5120×1440 и частотой 240 Гц, плоскопанельный 55-дюймовый Acer Predator CG552K со «скромной» 120-Гц матрицей 4K OLED, также 55-дюймовый и плоский ViewSonic XG550 OLED (вероятно, на базе аналогичной матрицы от того же самого контрактного поставщика), Alienware 25 Gaming Monitor с диагональю 25 дюймов, IPS Full HD и частотой 240 Гц, изогнутый 34-дюймовый MSI Optix MAG342CQR с весьма ощутимой кривизной 1000R (чем этот показатель меньше, тем более заметна искривлённость экрана) и т. д.

Геймерские мониторы есть уже в ассортименте Xiaomi, а во втором квартале нынешнего года, по слухам от инсайдеров из КНР, заявить о себе в этой высокомаржинальной категории намеревается и Huawei. Ажиотаж вокруг игровых мониторов настолько велик, что аналитики Digitimes в самом конце прошлого года предсказывали кризис перепроизводства на рынке панелей для этих устройств отображения. Что в свете последних событий как раз и позволяет со всей основательностью утверждать: перебоев с поставками геймерских мониторов в текущем году опасаться не стоит, да и цены на них, оставаясь высокими, запредельными для мотивированного покупателя всё же не окажутся. А значит, этот сегмент ИТ-рынка, несмотря на свою относительную узость, продолжит оставаться для ИТ-ритейлеров и для канала в целом отменно привлекательным.

Источник: Максим Белоус, crn.ru