16 марта 2020 г.

Последние несколько лет зримо крепла тенденция к смещению корпоративных расходов на ИТ от транзакционных закупок оборудования (принтеров, СХД, мощных пользовательских ПК) к приобретению услуг (MDS и покопийных контрактов, облачных хранилищ, нулевых/тонких клиентов и виртуальных рабочих мест). Пандемия COVID-19 ещё более обострила эту тенденцию, что охватывает теперь не только бизнес-заказчиков, но и частных пользователей. В ближайшие годы ИТ-рынок может столкнуться с серьёзным снижением спроса на сколько-нибудь «тяжёлое» высокотехнологичное оборудование со стороны массового потребителя, частного и из СМБ. Зато вырастут потребности в мощном «железе» гиперскейлеров и телекома.

По данным аналитической компании Sensor Tower, в первую неделю января 2020 г. смартфонные приложения для совместной работы — Tencent Conference, WeChat Work, Zoom, Microsoft Teams, Slack — были загружены по всему миру приблизительно 1,4 млн раз. Напомним, что та неделя в глобальном масштабе была в основном полноценной, подлинно рабочей, а не каникулярной, как это принято у нас. Однако за первую неделю марта число загрузок тех же самых приложений вышло уже на уровень 6,7 млн, — невиданный прежде показатель и в абсолютном, и тем более в относительном выражении.

Дело, разумеется, не в каком-то технологическом прорыве, благодаря которому взаимодействовать с коллегами и контрагентами через смартфонное приложение стало вдруг удобнее, чем лично на рабочем месте либо в переговорной комнате. Дело как раз во вспышке COVID-19, которую как раз с конца февраля подавляющее большинство правительств стран мира начало воспринимать всерьёз. Следствием принятых мер по ограничению передвижений граждан во множестве развитых сран — как Юго-Восточной Азии, так и Западной Европы, и Северной Америки — стал переход значимой доли компаний на дистанционный режим организации совместной работы.

Наряду с ростом загрузок специализированных для этой цели приложений аналитики отмечают также увеличение количества скачиваний смартфонного ПО видеоконференцсвязи (ВКС), такого как Zoom или Google Hangouts Meet. По статистике, представленной Apptopia, среднесуточная база пользователей ряда подобных приложений выросла с первых чисел января к началу марта на 60-70%. Кроме того, взрывную популярность приобрело ПО «деловой VR» (Rumii, Spatial и пр.), дающее возможность пользователям из различных географических локаций встречаться и коммуницировать в виде цифровых аватаров в виртуальных переговорных. Пользователи с интересом отмечают, что безыскусная мультяшность 3D-окружения вредит серьёзности восприятия происходящего лишь в первые 10-15 минут разговора, после чего внимание на ней уже не задерживается. Этот срок ощутимо сокращается, когда деловой разговор в виртуальном пространстве ведут хорошо знакомые в офлайне люди.

Надо сказать, разработчики таких приложений быстро сориентировались: если, к примеру, для подключения к Rumii прежде требовалась в обязательном порядке платная лицензия (15 долл. США за месяц на одного пользователя), то теперь потенциальным клиентам доступен довольно продолжительный пробный бесплатный период. В результате число заявок на приобретение лицензий в начале марта выросло на 400% месяц к месяцу. И это — с точки зрения поставщиков более традиционных для ИТ-рынка аппаратных решений видеоконференцсвязи — тревожный звоночек. Бизнес пробует чисто облачные приложения, не требующие никакого дополнительного оборудования; люди видят, что такой подход в целом работает; бизнес преодолевает имевшееся у него прежде предубеждение — относительно невысокого качества сервиса, низкой защищённости данных в канале связи, удобства коммуникаций. И начинает уже всерьёз делать ставку именно на это ПО, а не на специализированные аппаратно-программные платформы ВКС, требующие солидных инвестиций и квалифицированного технического сопровождения.

В итоге в среднесрочной перспективе продажи такого рода платформ в сегменте СМБ могут значительным образом снизиться. Дополнительным стимулом для перманентного перевода существенной доли бизнес-коммуникаций в онлайн наверняка станет грядущий отказ Интернет-провайдеров от искусственного ограничения сверху на скорость входящего и исходящего потоков данных для частных абонентов и малого бизнеса. Максимально достижимые скорости по-прежнему будут упираться в фактическую ширину канала «последней мили»; плюс к тому, операторы наверняка позаботятся об умной балансировке нагрузки на основе инструментов пакетного анализа и QoS (гарантированного качества обслуживания), чтобы торрент-сессии какого-нибудь безответственного школьника не препятствовали виртуальным сеансам деловых коммуникаций надомных сотрудников и партнёров по бизнесу.

Но в целом тенденция развивается именно в сторону полной скоростной свободы. Даже американские провайдеры — вот уж кто до самого последнего времени цепко держался за жёстко ограниченные по скорости аплинка/даунлинка тарифные планы — стремительно меняют свои привычки. Comcast без особого шума поднял лимиты скоростей загрузки и выгрузки для самых базовых своих тарифов до десятков Мбайт/с, AT&T вовсе сняла ограничения на предельные скорости вплоть до особого уведомления, а Verizon приняла решение вложить дополнительно полмиллиарда долларов в развитие своей сети 5G, в которой также планирует предоставлять пользователям доступ к Интернету без скоростных ограничений. И дело США здесь не одиноки: в Индии ACT Fibernet внезапно и одномоментно подняла лимит даунлинка для всех своих абонентов до 300 Мбит/с без изменения тарифов, в Италии рапортуют о 70%-ном увеличении сетевого трафика от домашних пользователей, в Великобритании и Швеции операторы готовы развёртывать дополнительные мощности для удовлетворения растущей потребности абонентов в широкополосном доступе к самым разнообразным онлайновым сервисам.

В целом, надо полагать, нужда человечества в дальнейшем увеличении вычислительной мощи обслуживающих его компьютеров и завтра, и через пять лет, и через десять будет лишь расти. Однако именно вследствие урока, который преподал сотням миллионов рядовых и бизнес-пользователей коронавирус, предпочтения самых широких масс потребителей ИТ-товаров в ближней и среднесрочной перспективе наверняка необратимо изменятся. Сервисы вроде Zoom или Spatial будут обслуживать деловые коммуникации; Netflix, Disney+ и десятки им подобных окончательно одолеют кинотеатры; Google Stadia и Nvidia GeForce Now сделают ненужным непременное приобретение мощного ПК для приобщения к самым передовым играм, требовательным к «железу» и чувствительным к задержкам ввода. Зато провайдерам облачных услуг и телеком-операторам в избытке потребуются и всё новые, более мощные серверы, и необъятные хранилища данных, и сверхскоростные коммуникации, в том числе беспроводные; в первую очередь — 5G.

Эксперты пока ещё не предрекают с точностью до квартала и года нового расцвета продаж в сегменте наиболее общедоступных, примитивных в плане аппаратной части компьютеров и планшетов (скорее всего, даже на платформе ARM, а не х86), которые сделаются для частных пользователей и СМБ универсальными тонкими клиентами для доступа к любым облачным сервисам. Однако уже становится ясно, что как только широкополосные каналы связи станут доступны по цене (при отсутствии ограничения по скорости) хотя бы в крупнейших городах мира, смещение потребительских предпочтений от мощных ПК к лёгким терминалам произойдёт быстро и необратимо. И к этому необходимо уже сегодня готовиться, хотя бы морально, всему ИТ-каналу.

Источник: Максим Белоус, crn.ru