27 марта 2020 г.

Максим Березин

Российские и в первую очередь московские компании постепенно переходят на удаленный режим работы. Первыми об этом заявили телеком провайдеры и ИТ-компании, затем подключились банки и другие организации. Компания КРОК и ее бизнес-юниты официально работают в таком режиме с прошлой недели. Рассказываем, как с учетом дистанционной формы не останавливать бизнес-процессы и поддерживать высокий уровень сервиса для клиентов.

В открытых источниках сейчас достаточно много информации о том, как сделать рабочее место в домашних условиях комфортнее. Как и о том, как сбалансировать график работы. Поэтому мы не будем останавливаться на бытовых аспектах «удаленки», а сделаем акцент на подготовке инфраструктуры и сервисов, необходимых для персонала компании и ее заказчиков.

Где найти страховку от простоев?

Такого количества акций, связанных с предоставлением онлайн-услуг, мир, пожалуй, еще не знал. Компании стремятся поддержать своих потребителей в условиях изоляции. Ритейлеры предлагают бесплатную доставку продуктов и товаров или бесконтактную доставку — до двери. Университеты полностью переходят на онлайн-обучение. Видеоплатформы и электронные библиотеки открывают часть контента бесплатно на время карантина. Инициативы прекрасные в своей гуманности, но, к сожалению, далеко не всегда продуктивные. Мы как потребители заметили, что некоторые онлайн-сервисы перестают справляться с наплывом пользователей и «зависают». Предприятия озаботились ситуативными кампаниями, но при этом не задумались о своевременном наращивании мощности под такие акции.

Насколько сильно выросла потребность в дополнительных ресурсах? По опыту клиентов Облака КРОК — примерно в два раза. Именно столько мощностей запросил, в дополнение к стандартному объему, иностранный магазин, когда столкнулся со взрывным ростом онлайн-заказов продуктов питания. Решить эту проблему, уже используя облако, достаточно легко — требуемый объем вычислительных ресурсов можно подключить в любой удобный момент из личного кабинета/консоли или обратиться к провайдеру. Как правило, предоставление нужной мощности занимает от 10-15 минут до одного рабочего дня.

А что же делать тем, кто еще не перенес ресурсы в облако и рассчитывает только на собственные ИТ? Первым делом нужно понять, какие системы могут быть потенциально перегружены, и выбрать из них те, которые напрямую влияют на непрерывность бизнеса и клиентских сервисов. Это могут быть, например, онлайн-магазины для ритейлеров, мобильные приложения, логистические системы для перевозчиков, системы дистанционного обслуживания в финансовых организациях. После этого нужно обратиться к надежному провайдеру, чтобы договориться об аренде ресурсов. Использование облачных ресурсов подразумевает оплату по факту потребления и заключение контракта без минимально возможного чека. Если клиент не будет обращаться к облаку, провайдер не выставит счет. Но даже чисто психологически это хорошая страховка для компаний, которые не уверены в том, что их инфраструктура может справиться в такое непростое для бизнеса время.

Как дома сделать работу не менее эффективной, чем в офисе?

После того, как будет решен фундаментальный вопрос работы прикладных систем и клиентских сервисов, стоит быстро провести ревизию прикладных ИТ-инструментов, чтобы понять, как они будут работать в удаленном режиме.

С точки зрения коммуникаций все более или менее просто: многие и в офисе пользуются Google Docs и различными мессенджерами для оперативной связи. Однако, для передачи, хранения и коллективной работы с важной и конфиденциальной информацией лучше обращаться к файлообменным системам корпоративного класса. Они пусть и дороже массовых аналогов, зато надежнее. Аналогичная ситуация со средствами видеосвязи. Считается, что при бесконтактной работе необходимо время от времени созваниваться и встречаться лицом к лицу с коллегами в онлайне. Это помогает быстро решить вопросы, на которые в переписке уходят часы. Можно при этом пользоваться встроенными возможностями Facebook, WhatsApp и т. д., с ними многие знакомы, и они бесплатные. Однако при всех плюсах имеют также один минус — достаточно серьезный для корпоративных пользователей: это нестабильность связи, недостаточное качество звука и видео и риск утечки информации. Вместо этого имеет смысл внедрить видео-конференц-связь UltraHD. Если она будет предоставляться из облака, то ввод в эксплуатацию займет чуть более трех дней. А в результате сотрудники начнут пользоваться действительно качественным инструментом, защищенным согласно требованиям российского законодательства от возможных утечек.

Вопросы защиты данных при удаленном доступе выходят на первый план, ведь в офисе проконтролировать исполнение политик безопасности гораздо проще. Как это реализовано у нас? В КРОК в целом и в КРОК Облачные сервисы существуют несколько категорий пользователей. Одни работают на корпоративных ноутбуках, на них уже установлены защищенные виртуальные машины (VDI, инфраструктура виртуальных рабочих столов). Тем, кто начал работать из дома на собственном компьютере необходимо настроить удаленный доступ к серверам и подключить двухфакторную аутентификацию.

В то время, как сотрудники выстраивают рабочие процессы в уютной атмосфере своих квартир, кому-то нужно позаботиться об ИТ-поддержке инфраструктуры и сервисов, в том числе с точки зрения информационной безопасности. При этом на «удаленку» скорее всего уйдут и администраторы ИТ-систем — если не все, то большинство. Что делать в таких случаях? Удобным вариантом могут стать облачные сервисы, например, системы защиты веб-приложения или системы, фильтрующие трафик и предотвращающие DDoS-атаки. При их использовании нет привязки к месту работы, управлять ими можно откуда угодно.

Вероятно, роботизация также не останется в стороне. Инструменты типа чат-ботов в последнее время и так были весьма популярны в корпоративном сегменте, а сейчас спрос на них еще больше вырастет. Они удобнее, чем классические средства автоматизации бизнес-процессов. Например, у нас с помощью таких чат-ботов в Telegram можно легко заказать командировку, сдать авансовый отчет, согласовать отпуск и быстро решить многие другие рабочие вопросы.

Пока не очень понятно, как долго продлится карантинный режим в российских компаниях и насколько негативно он отразится на всей экономике. Но в любой, даже самой сложной ситуации, нужно искать позитивные моменты. В случае со всеобщим карантином — это популяризация самого формата дистанционной работы, а также импульс к развитию большого количества ИТ-решений и технологий, в том числе в сегменте облачных услуг.

Источник: Максим Березин, директор по развитию КРОК Облачные сервисы