19 июня 2020 г.

Несмотря на вполне успешный опыт и радужные перспективы «удаленки», компании в большинстве своем не собираются отказываться от классической офисной жизни. Однако так, «чтобы все стало, как было», уже не будет. В апреле Роспотребнадзор установил рекомендуемое число работников в помещении в зависимости от площади: до 50 кв. м — не более 5 человек. «Докоронавирусная» норма площади на одного человека в офисе составляла не менее 4,5 кв. м. Планируется, что 22 июня в Госдуме будет рассмотрен законопроект о регулировании дистанционной и удаленной работы. Выяснилось, что «российское трудовое законодательство оказалось не готовым к массовому переводу работников на удаленный режим работы».

Конечно, появление законодательной базы не означает, что все компании станут использовать формат «удаленки» в обязательном порядке. Однако свое отношение к тому, как должен выглядеть «идеальный офис» с точки зрения количества сотрудников руководители российских компаний, скорее всего «откорректируют».

«Я думаю, с возвращением всех в офис у нас будет более гибкий рабочий график, — полагает директор компании „Абак-2000“ Станислав Винников. — Потому что работать с ноутбуком или телефоном можно где угодно, а вот командная работа все равно лучше проходит офлайн, „глаза в глаза“. И для таких встреч все будут собираться в офисе в согласованное время».

По мнению генерального директора QNAP Россия Константина Бронера, «идеальный офис должен идеально выполнять свою работу и достигать результатов, для которых он предназначен; поэтому количество сотрудников должно идеально соответствовать этому». «Сложившаяся ситуация показала, какие функции нужны и важны, а какие „баловство“ и излишества, — рассказывает Константин Бронер. — Будет два офиса — „присутственный“ и „удаленный“. В „присутственном“, традиционном офисе физически будут находиться сотрудники QNAP, которым это необходимо для выполнения работы. Часть будет находиться постоянно, например, приемщик оборудования в сервисном центре или дежурный инженер. „Наездами“ в „присутственном“ офисе будут появляться сотрудники, например для демонстрации оборудования или проведения переговоров или других мероприятий, требующих „живого“ участия. В остальное время они будут работать удаленно. И будет еще одна группа сотрудников, например, сотрудники технической поддержки, которые будут работать удаленно. Ну и, естественно, будут дни/мероприятия когда всем надо будет собираться вместе. Но необязательно в офисе».

«Ключевой точкой экономии при переходе на удаленную работу является не столько возможность сократить численность персонала, сколько более эффективно использовать офисные помещения, — считает менеджер по развитию бизнеса Alcatel-Lucent Enterprise в России и СНГ Алексей Гера. — К примеру, вместо стандартного рабочего пространства идеальный офис мог бы превратиться в „шоурум“, удобное место для очных переговоров и мозговых штурмов, лабораторию и центр компетенции. Такая точка совместного присутствия могла бы использоваться сотрудниками в соответствии с графиком потребностей, а не на протяжении всего рабочего дня. Регулярные же рабочие функции выполнялись бы удаленно. Это совершенно не означает, что офис должен обезлюдеть, наоборот, его использование стало бы осознанным и продиктованным реальной потребностью, а не привычкой к „заводскому гудку“».

Генеральному директору коммуникационного агентства PR Partner Инне Анисимовой «хочется установить в переговорке профессиональное оборудование для «конфколлов», чтобы общаться с клиентами (личные встречи еще будут не скоро) и с удаленными сотрудниками«.​

По словам директора по маркетингу CyberPower Татьяны Проворовой, «сейчас у всех появился богатый опыт работы с различными онлайн инструментами и, скорее всего, мы это будем использовать и дальше в работе, понимая, что не надо мчаться во Владивосток для коротких переговоров, а можно организовать встречу в zoom, skype или в подобном кабинете». «Но, с другой стороны, — говорит она, — некоторые задачи невозможно решить из дома и они были просто отложены до лучших времен. Никто не питает иллюзий, что вирус исчезнет сам по себе. До появления вакцины, подтвержденных методов лечения мы все будем оставаться на небольшой дистанции и будем соблюдать меры предосторожности. Наличие в офисе не менее 4 кв. м на одного человека, дезинфицирующие средства и уборка несколько раз в день, на мой взгляд, пока относится к минимальному набору каждого офиса. Это и продиктует, кого из сотрудников и в какой последовательности возвращать к офисной жизни».

Руководитель направления маркетинга и PR Tenda в России Татьяна Пудова считает, что в обычных условиях на одного человека достаточно 3 кв. м.

CEO «Облакотеки» Максим Захаренко уверен: «Оптимальный размер штата зависит от сферы деятельности. Для нас это 40-50 человек, из которых около трети может находиться в офисе. Такого объема мы и придерживаемся».

В российском офисе Fujitsu пришли к выводу, что «офис должен быть рассчитан на 50-60% рабочих мест списочной численности». «Рабочие места, а в 90% случаев это shared working place (общее рабочее место), должны быть оснащены телефоном и монитором, — поясняет директор по персоналу Александр Мосолов. — Сотрудники бронируют места на те дни, когда планируют работать в офисе. Что нужно сделать — подключить ноутбук и ввести пин-код в телефон. Это упрощенное объяснение того, каким будет офис будущего, но в общих словах отражает идею: меньшие площади, меньше мебели, меньше издержки на содержание. Полагаю, многие компании придут к подобным решениям, что позволит повысить конкурентную привлекательность производимой продукции. В итоге этих преобразований выиграем мы — потребители продукции, т.к. надеемся получить больше интересных и доступных товаров и услуг».

«Идеальный офис в человеческом аспекте — это сбалансированная команда единомышленников, когда каждый занят своим делом и ему «немного не хватает времени, — говорит Евгений Овчинников, заместитель генерального директора компании AUVIX. — Это создает здоровую рабочую среду и желание работать на результат. Численность сотрудников — понятие гибкое и гораздо шире, чем просто „набор штатных единиц“. Все зависит от выполнения задач, стоящих перед компанией в конкретный момент времени. Говоря о возвращении к офисной жизни, нельзя не упомянуть, что в период самоизоляции мы активно работаем над нашими планами по дальнейшему оснащению офиса современными переговорными и внедрению корпоративного коворкинга. Сейчас, в „эру COVID“ это направление получило взрывное развитие — каждую неделю к нам приходят запросы на решения для управления разделяемыми рабочими местами. Есть расхожая шутка, в которой присутствует очень немалая доля правды — цифровая трансформация, которую не могли осуществить CEO и CIO, играючи провел COVID. Таким образом, мы вернемся в офис с большим объемом проделанной работы — как для себя, так и для клиентов — и сразу приступим к реализации».

Генеральный директор СОНЕТ Алексей Малышев уверяет: «Идеальный офис тот, вернувшись в который большая часть сотрудников сможет комфортно и эффективно выполнять свои обязанности. Поэтому мы уже провели ревизию климатических и вентиляционных инженерных систем, чтобы повысить их эффективность и бактериальную безопасность, а также усилили режим уборки с использованием антисептики. Сейчас, на мой взгляд, это самое важное».

По оценкам генерального директора компании diHouse Юрия Родного, идеальный офис «вмещает ровно столько сотрудников, сколько в данный момент необходимо с точки зрения выполнения работы и им там комфортно».

«Идеального офиса не бывает, бывает удобный для работы, — считает исполнительный директор „Инфосистемы Джет“ Александр Зисман. — Мне кажется, важно не количество, а качество сотрудников. С этой точки зрения идеально, когда все заняты делом, полностью загружены и выполняют работу профессионально и без ошибок».

Согласен с коллегами и генеральный директор ГК DIGIS Борис Эшкинд: «Мы говорим о бизнесе, а офис и все связанные с ним расходы — это затраты компании. Таким образом, идеальный офис с точки зрения количества сотрудников — это офис именно с тем количеством сотрудников, которое необходимо для той части работы, которая требует живого общения друг с другом или контрагентами».

В компании «Акцент» не рассматривают коллектив, компанию, офис с точки зрения количества. «Для нас качественные показатели гораздо важнее — профессионализм, команда, взаимовыручка, сплоченность, отсутствие бюрократии, заинтересованность в результате, внутренняя мотивация сотрудников, — подчеркивает генеральный директор Александр Вознесенский. — Наш идеальный офис — это высококвалифицированные специалисты, которые осознанно выбирают работу в нашей команде и с удовольствием работают и отдыхают вместе».

Такого же мнения придерживается и директор по маркетингу «Айсо-дистрибьюция» Светлана Орлова: «В нашей компании каждый сотрудник на своем месте. Возможно, некоторые предпочтут продолжить работу удаленно».

А по мнению руководителя отдела управления персоналом компании Axoft Елены Кунаковой, вряд ли существуют универсальные идеальные пропорции: «А принимая во внимание отсутствие собственного опыта, мы планируем экспериментировать в поисках этого баланса, учитывая опыт других компаний. Уверена, что любая чужая неадаптированная копия нам не подойдет. Поэтому, как всегда, Axoft будет искать и найдет свое уникальное решение».

Источник: Наталья Басина