15 марта 2021 г.

Продажи «умных часов» и smart-браслетов выглядят довольно вяло, и это плохая новость. Рынку надо искать новые ниши для продвижения IoT-устройств персонального использования — как мобильных, так и стационарных. Но хорошая новость состоит в том, что таких ниш множество, игрокам рынка нужно лишь обратить на них внимание и расставить соответствующим образом маркетинговые акценты. Даже не понадобится принципиально менять каналы сбыта и разбираться в новых технологиях, ведь тут действуют ровно те же драйверы, что и в других сегментах рынка ИТ — cloud, mobile, EDGE, AI и т. д.

В чем важность сегмента?

В современных российских условиях смартфоны в качестве потребительского акцента россиян, возможно, отойдут на второй план, причем переход будет быстрым и резким. Мобильные телефоны были самой распространенной покупкой с 2013 по 2020 годы, по данным ВЦИОМ, но сейчас ситуация резко изменилась — в потребительских планах 2021 на первом месте апгрейд в доме (ремонт, новая мебель и т. д.), а покупка смартфона разделяет пятое (!) место с приобретением автомобиля.

Очевидно, что ритейлу следует переориентироваться в зависимости от смены предпочтений массового пользователя. Хорошим вариантом будет акцент на пользовательских IoT-товарах — от компонентов для «умного дома» до «белой техники», которая сегодня все чаще получает интеллектуальные функции, и от smart-одежды до «умных часов».

Что с «часами»?

Рынок «умных часов» за прошлый год вырос всего на 1,5% в натуральном выражении, по данным Counterpoint Research, что является весьма посредственным результатом. Более того, во втором полугодии наметился спад в данном сегменте, в результате чего по итогам четвертого квартала сегмент даже несколько сократился год-к-году. Лидеры предсказуемы — на первом месте Apple, которая выразительно упрочила свои позиции: если в IV квартале позапрошлого года модели «яблочной» компании контролировали 34% глобального рынка, то в этом же квартале прошлого заняли уже 40%! Заметим, что бренды, присутствующие на 2-5 местах — Samsung, Huawei, Fitbit и, наконец, BBK, которая известна на рынке мобильных устройств под дочерними брендами Oppo и Vivo — в прошлом году теряли свои рыночные доли.

Аналитики IDC бодро рапортуют о росте, но тут есть одна хитрость — это рост другого сегмента! В расчетах IDC задействованы не только "часы«/фитнес-браслеты (их доля, согласно прогнозам, между 1/4 и 1/5, всего 23,1%), а также учтены другие носимые smart-устройства. Если «смешать» smart-часы c hearables («умными наушниками»), которые занимают бОльшую часть рынка wearables (59,2%) и показывают неплохую динамику, а также с другими направлениями, то получившаяся цифра будет внушать оптимизм. Согласно прогнозам, глобальный рынок всего «носимого» будет расти в ближайшие три года с CAGR в 12,4%. Причем hearables — опережающими темпами (+14,1), как и «часы» (+14,3%), а вот в сегменте фитнес-браслетов все не так радужно (+2,4%, что гораздо ниже рынка).

Развитие продолжается

Легко предположить, что аналитики связали происходящее с волнами пандемии, отрицательно сказавшими на продажах «носимого». Сколько волн ждет нас в этом году, пока непонятно, но перспективы сегмента пока невеселые.

Сегмент «умных часов» продолжает развиваться. Очень интересные модели выпускает Huawei, который недавно открыл возможность устанавливать на свои модели сторонние приложения — через AppGallery. Самые желанные модели «умных часов» и фитнес-браслетов: Apple Watch SE, Huawei Band 4e и Huawei Watch GT, отметили в пресс-релизе «МегаФона», который является одним из ритейлеров федерального масштаба. В прошлом году китайский гигант вывел на рынок 7 моделей носимых устройств и во втором квартале даже вышел на первое место в «профильном» глобальном рынке, по данным IDC, но потом ситуация в сегменте изменилась. Актуальные решения есть у молодой Honor, например, фитнес-браслет Band 6 назван «Лучшим продуктом CES 2021».

За пределами «Top five» тоже происходит много интересного. Например, Garmin представила модель Enduro с временем автономной работы до 65 дней в режиме «умных часов» и до года в экономичном режиме — часы получили продвинутые решения по управлению питанием и стекло Power Glass с встроенной солнечной батареей. Судя по всему, на рынке появятся «умные часы» от весьма серьезно настроенной OnePlus, которая обещала выйти в сегмент еще 6 лет (!) назад. Также интересные модели в этом году покажет Nubia, а в следующем «умное носимое» грозится представить даже Facebook.

Заметим, что в сегменте носимых устройств очень печально выглядят позиции Google, на платформе которой построены только некоторые модели у «пятого номера» в рейтинге IDC по итогам года, а Samsung, Huawei и Fitibit весьма успешно развивают свои платформы, не говоря уже про Apple. В печати появляется информация о намерении Google решительно изменить ситуацию. Говорят, что часы на Wear OS получат возможность интеграции с прорывными решениями в AR, которые вендор готовит к выходу на рынок, и поэтому даже Samsung скоро объявит новые часы как на Tizen, так и на «носимой» платформе Google, но официальных комментариев по этому вопросу пока нет.

Что делать рынку?

Локальному российскому рынку следует еще более расширять видение сегмента и смотреть в целом на продвижение IoT-решений в В2С, добавив к «носимому» различные устройства для «умного дома», причем без разделения на стационарные (например, камеры наблюдения, датчики задымления/проникновения) и мобильные (например, роботы-пылесосы и smart-подушки). Может ли быть оправдана такая «всеядность»? Вполне!

Все эти устройства — от «часов» до роботов-пылесосов и от «умных ламп» до бытовых камер наблюдения — можно рассматривать как периферию для смартфона. Большинство этих устройств без подключения к смартфону и/или к системе «умного дома» либо вообще не работают, либо обладают радикально более низкой функциональностью, полностью раскрываясь лишь в подключенном режиме.

Заметим, что таким образом действует Huawei, расширяя видение до уровня экосистемного подхода.

«Для активного развития мы создаем собственную цифровую экосистему, уделяя большое внимание разработке смартфонов, ноутбуков, планшетов, носимых устройств, наушников и других категорий продуктов, — сказал Лео Ли, президент Huawei Consumer Business Group в России и СНГ. — Мы не забываем про оборудование для мобильного офиса, компоненты умного дома, развлечения, фитнес и спорт для того, чтобы учесть все возможные сценарии использования».

«Умный дом» — ключевая составляющая реализуемой Huawei стратегии построения экосистемы взаимодействия устройств Seamless AI Life. Эталонный проект, объединивший технологии HiLink, HarmonyOS и HiCar, который может служить прототипом идеального «умного дома» в современных условиях, вендор показал в конце февраля на глобальном мероприятии в Шанхае. Компания делала особый акцент на новую платформу. «HarmonyOS меняет представления о взаимодействии пользователей друг с другом и своими мобильными устройствами в самых разнообразных повседневных ситуациях», — отметил Ван Чэнлу, президент департамента разработки программного обеспечения Huawei Consumer Business Group.

Для нас важно, что экосистемный подход охватывает носимые устройства, составляющие «умного дома», а также компьютеры и даже автомобили, что существенным расширением экосистемного подхода.

Платформенное разнообразие — залог успеха

Рынок, о котором мы сейчас говорим, уже вышел из «младенческого возраста» и, скорее всего, начнет переживать период бурного роста.

«Российский рынок „умных домов“ стремительно развивается», — отмечает Йосеф Закс, основатель и управляющий директор Elari.

Если мы посмотрим на рассматриваемый сегмент, то увидим большое разнообразие как smart-моделей и классов таких устройств, так и платформ.

Каждый вендор, работающий на рынке IoT-устройств, для своего «зоопарка» делает специализированный софт, который позволяет полностью раскрывать функциональные возможности девайсов. Однако с устройствами конкурентов этот софт по понятным причинам не работает! Чтобы иметь возможность строить «умный дом» из девайсов разных производителей, придется использовать соответствующую платформу. Это может быть «Алиса», «Маруся», «Ok, Google» и другие. Центральным девайсом чаще всего выступает «умная колонка», но может и другое устройство — smart-телевизор, специализированный smart-хаб, роутер и т.д., хотя колонка в данном случае наиболее распространена.

Российский сегмент созрел для бума

Процент проникновения «умных колонок» достаточно велик. «Из визионерского технологического эксперимента они выросли в действительно массовый продукт, и это большой успех, — говорит Андрей Законов, руководитель „Алисы“. — Уже больше миллиона колонок с Алисой помогают людям слушать музыку, смотреть фильмы и управлять „умным домом“». Отметим, что «умная колонка» — продукт для домохозяйства, то есть каждым проданным экземпляром пользуется несколько человек.

Кроме решений с «Алисой» ее конкуренты тоже стремительно наращивают install base, а еще есть другие устройства, способные стать центрами «умного дома». Получается, что общий охват платежеспособной российской аудитории соответствующими решениями уже находится в районе 10%!

За каждой из платформ «умного дома» стоит мощная продвинутая «облачная» платформа, в которой работает голосовой ассистент и с которой связаны CRM-системы ряда компаний-партнеров и т. д. За простотой, с которой можно сказать «Алиса, закажи пиццу», «Алиса, вызови такси до работы» или «Алиса, поставь радио в стиле лаунж» стоит работа инженеров, программистов, интеграторов, юристов, «безопасников» и команд других специалистов. Именно их стараниями сейчас на рынке присутствуют развитые функциональные экосистемы, которые действительно способны менять качество жизни пользователей. Интуитивное управление — в том числе голосовое — позволяет очень быстро разобраться с использованием новых устройств, отметил Константин Круглов, CEO SberDevices, поэтому интерфейсная составляющая не менее важна, чем технологии, скрытые «под капотом» у экосистем.

С ним согласен г-н Закс: «Наша миссия — создавать высокотехнологичные и в то же время простые в использовании продукты, которые позволяют делать жизнь проще и счастливее».

Но для нас важно, что развитие этих экосистем создает огромные рынки заказов софта для интеграторов и сбыта «железа» для ритейла.

Новые времена, новые девайсы

Напомним, что на первом месте среди девяти главных технологических трендов 2021 года, обозначенных Gartner, указано наступление эры «интернета поведения» (IoB). В рамках этой концепции огромное количество датчиков, окружающих человека и даже имплантированных в тело, будут собирать «цифровую пыль» — даже самые незначительные, на первый взгляд, параметры жизнедеятельности. В комплексе «цифровая пыль» после анализа может стать основой для рекомендательных сервисов, способных корректировать поведение людей.

Ориентация на людей является важнейшим трендом новой эпохи, сказал Брайан Берк, вице-президент по исследованиям в Gartner.

«Носимые устройства отличаются миниатюрными размерами, но при этом в них сконцентрировано множество технологий, которые позволяют людям тренироваться и вести здоровый образ жизни, опираясь на научные данные», — сказал Ричард Ю, генеральный директор Huawei Consumer Business Group.

Про важность в современных условиях сочетания диджитализации с учетом внимания пользователей к заботе о здоровье говорил Алексей Говырин, заместитель генерального директора по развитию группы компаний «Аскона».

Но данные о человеке могут собирать не только носимые устройства! Есть целый ряд весьма неожиданных девайсов, находящихся в восходящих трендах. Например, Askona выпустила подушку Smart Pillow со слоем с микродатчиков Sleep Track, который считывает положение тела, количество переворотов и подъемов во сне, частоту и глубину дыхания, сердцебиение и ряд других параметров. Эта «цифровая пыль» позволяет оценить как качество сна, так и общее состояние организма, на основании чего выдать рекомендации как для сна, так и для предупреждения ряда заболеваний. На основании этих рекомендаций можно, например, установить параметры управляемого «умного матраса» iSense, у которого среди разных хитростей параметр режим Zero G, способствующий быстрому расслаблению тела за счет положения «невесомости» (ноги выше уровня сердца), и позволяющий избежать храпа и апноэ установкой положения изголовья. Как видно, «умные устройства» в современном мире могут быть весьма разнообразны.

Что это значит для рынка

Как видим, сегмент IoT для B2C несмотря на общую развитость представляет собой «поле непаханное», где есть масса интереснейших новых возможностей для ритейла, для интеграторов и для поставщиков консалтинговых услуг, позволяющих пользователям узнать, а что сегодня еще можно пожелать для уюта в доме и для IoB.

Источник: Александр Маляревский, внештатный обозреватель CRN/RE