14 июля 2021 г.
Со спам-звонками сталкиваются большинство россиян — 89% получали назойливые звонки на свой мобильный телефон за последний месяц. Многим такие звонки доставляют серьезное неудобство, однако бороться с ними, например, путем установки специальных приложений, пытается только каждый третий. Об этом свидетельствуют результаты исследования Аналитического центра НАФИ.
Спам и попытки мошенничества по телефону или в интернете получают все большее распространение. Так, 11% россиян сталкивались с мошенничеством при осуществлении интернет-покупок за последний год, а 7% понесли в результате финансовые потери. Рост числа попыток мошенничества отмечают и держатели банковских карт.
Существуют приложения-определители номера для смартфонов, которые информируют пользователей, если им поступает входящий звонок с номера, на который ранее жаловались другие в связи со спамом, назойливой рекламой или попытками мошенничества — например, решения от «Яндекс», «Лаборатории Касперского», мобильных операторов («МТС») или приложений банков («Тинькофф»).
Чаще других спам-звонки получают жители Центрального и Дальневосточного федеральных округов (93%), несколько реже — жители Сибирского федерального округа (83%). Также о назойливых звонках чаще сообщают жители Москвы и Санкт-Петербурга (92% жителей российских столиц сталкивались с ними), тогда как в других городах такие звонки «раздаются» реже (87%).
Более половины россиян (53%) сообщили, что спам-звонки доставляют им серьезное неудобство и вызывают раздражение, а каждый третий (33%) сказал, что такие звонки хотя и доставляют некоторое неудобство, но сильно не раздражают.
Чаще о раздражении от спам-звонков говорят мужчины среднего возраста (60% среди
Несмотря на неудобство и раздражение от спам-звонков, бороться с ними путем установки приложений с определителем номера пытается только каждый третий (31%). 69% не устанавливали подобных мобильных приложений.
Наибольшая доля пользователей приложений, оповещающих о спам-звонках — среди молодых людей
Тимур Аймалетдинов, заместитель генерального директора Аналитического центра НАФИ, комментирует: «Телефонные базы для спам-звонков имеют сегодня довольно типичное происхождение — прежде всего, это „слитые“ телефонные базы клиентов коммерческих организаций, а также базы, получаемые в ходе парсинга (сбора) номеров из открытых источников — например, с досок объявлений, социальных сетей, сайтов знакомств и других онлайн-ресурсов.
Сегодня мы видим активную работу государства в лице Роскомнадзора за контролем соблюдения требований законодательства о персональных данных, а также усилия коммерческих компаний по созданию антиспам-приложений. Дело осталось за самими пользователями — важно соблюдать простые правила кибербезопасности и кибергигиены — как минимум, не оставлять контактные данные там, где в этом нет необходимости».
Таблица 1. «Приходилось ли Вам за последний месяц получать спам-звонки на мобильный телефон?», в % от всех опрошенных
% |
|
Да, приходилось |
89 |
Нет, не приходилось |
11 |
Таблица 2. «Доставляют ли Вам спам-звонки неудобство или нет?», в % от всех опрошенных
% |
|
Доставляют серьезное неудобство, вызывают раздражение |
53 |
Доставляют неудобство, но сильно не раздражают |
33 |
Не доставляют неудобства |
3 |
Не получали спам-звонки на мобильный телефон |
11 |
Таблица 3. «Установлено ли на Вашем мобильном телефоне приложение, предупреждающее о спам-звонках или блокирующее их?», в % от всех опрошенных
% |
|
Нет, не установлено |
69 |
Да, установлено |
31 |
Источник: Пресс-служба НАФИ