20 июля 2021 г.

Антон Болдин

В контексте цифровой трансформации часто говорят: «Данные — это новое золото». Речь идет о том, что данные находят все более широкое коммерческое применение, и их ценность для компаний постоянно растет. Как и другие инструменты, данные должны служить определенной цели. Они могут стимулировать изменения, цифровую трансформацию и инновации. Однако здесь многое зависит от того, кто и каким образом использует данные.

Дата-центризм (ориентированность на данные) — это необходимое условие для любой организации, которая хочет оказаться успешной в будущем. Более того, ориентированность на данные — это основа для использования мощного творческого и новаторского потенциала, а также новых возможностей.

Эксперт Lenovo объясняет, зачем компаниям внедрять работу с данными в корпоративную культуру, и какую роль в этом играет руководитель.

Дата-центричный лидер

Руководители, управленческий персонал и топ-менеджеры первыми несут ответственность за внедрение ориентированной на данные корпоративной культуры, которая способствует развертыванию цифровых технологий, повышению гибкости, устойчивости и адаптируемости. Все это — необходимые условия для успешной работы компаний в «Новой нормальности».

В условиях пандемии COVID-19 дальновидные руководители поняли, что необходимо выполнять обработку данных не только для реализации привычных методов работы, но и для стимулирования появления в компании принципиально новых идей. Такой подход способствует укреплению доверия, прозрачности и приверженности концепции цифровой трансформации. В этом случае все сотрудники организации принимают участие в поиске лучших способов извлечения практической информации из данных.

К примеру, специалисты по обработке данных, должны были расширить свою экспертизу и обеспечить коммуникацию между разными подразделениями. Аналогичным образом все ИТ-сотрудники делятся со специалистами по обработке данных и другими бизнес-группами своим идеями в отношении данных.

Руководители подают пример остальным сотрудникам. Они должны осознавать важность вовлеченности всего персонала в процесс трансформации и работать над устранением разрыва между техническими специалистами и сотрудниками, которые занимаются другой деятельностью.

Исследование Lenovo об основных факторах, которые затрудняют использование технологий в процессе трансформации, говорит о том, что в 45% случаев недостаточная эффективность ИТ-проектов в регионе EMEA (Европа, Ближний Восток и Африка) обусловлена применением устаревших технологий, а в 42% — использованием слишком сложных технологий.

Кроме того, 47% ИТ-менеджеров сообщают, что пользователям сложно работать с новым программным обеспечением. А 52% опрошенных отметили, что они сталкиваются с большим объемом запросов в службу поддержки при внедрении новых решений.

Что касается факторов, влияющих на инвестиции в ИТ решения, сотрудники отметили удобство использования (29%) и простоту развертывания (28%).

Как внедрять работу с данными среди сотрудников

Руководители могут внедрять принципы ориентированности на данные несколькими способами.

  • Поощряйте энтузиазм: в любой организации есть всего несколько должностей, для которых развитие технических навыков в области работы с данными не целесообразно. В настоящее время почти каждому специалисту требуются, как минимум, базовые навыки анализа, оценки, визуализации и интерпретации данных для принятия на их основе определенных выводов. Развитие бизнеса и принятие решений — примеры тех областей, в которых сотрудники все больше полагаются на убедительные, количественно измеряемые аргументы на основе данных.

Однако другие, более технические сферы, к примеру, интеллектуальная обработка данных, бизнес-аналитика и разработка приложений, довольно долго воспринимались исключительно как прерогатива узкоспециализированных должностей. Естественно, некоторые специалисты до сих пор уклоняются от выполнения более сложных задач или направляют их коллегам, которые быстрее осваивают новые навыки.

Кроме того, в последнее время мы наблюдаем заметные перемены как на уровне аппаратного, так и программного обеспечения, которые позволяют специалистам без особых навыков работать с данными и искусственным интеллектом в ходе выполнения своих повседневных задач. Мы рекомендуем внедрять такие технические возможности на уровне рабочих процессов — это позволит привлечь больше сотрудников из других отделов к участию в инициативах в области данных.

  • Обеспечьте доступность данных: внедрите стандарты доступа к данным, основанные на статистике и ключевых показателях эффективности, которые интересны для ЛПР (людей, принимающих решение).

Данные — это общий ресурс. Организация сможет получить пользу от данных только в том случае, если каждый будет играть свою роль в этом процессе. Это применимо ко всем этапам жизненного цикла данных — от выявления полезных источников данных, их сбора и составления стандартов в отношении формата и качества, до применения протоколов управления, обеспечения доступности и выбора соответствующего подхода на основе данных в рамках всех бизнес-процессов. Чем лучше ваши сотрудники будут управлять данными, тем больше преимуществ они получат, поскольку ценность и полезность информационных приложений и процессов со временем только увеличивается.

  • Разработайте порядок работы с данными: в идеале именно руководители осуществляют контроль и обеспечивают реализацию стандартов управления данными, конфиденциальности и безопасности в процессе сбора, хранения и использования данных.

Данные должны использоваться во всех процессах — от каждодневного принятия решений до разработки новых продуктов. Это означает, что во избежание накопления информации специалисты должны обладать навыками самостоятельного анализа данных.

  • Разработайте систему вознаграждений: усилия и достижения сотрудников в сфере использования данных необходимо вознаграждать. Это будет дополнительно стимулировать сотрудников применять технологии обработки данных.

Как создать организационную структуру компании, ориентированную на данные?

Структура компании также должна соответствовать цифровой трансформации. Однако в процессе ее внедрения могут возникнуть определенные сложности. По данным исследования Lenovo, 52 % руководителей в сфере ИТ не сомневаются в способности новых технологий повысить эффективность работы, однако 26 % респондентов опасаются, что их существующая инфраструктура станет слишком сложной.

Благодаря доступу к рабочим процессам сотрудников, различным системам и транзакциям, ИТ-специалисты имеют четкое представление о деятельности организации. Таким образом, именно им принадлежит решающая роль в разработке структуры для поддержки организации, ориентированной на данные. ИТ-специалисты должны работать в тесном контакте с руководителями — чтобы разработка инфраструктуры велась в рамках комплексного подхода к развитию организации.

Гибкость — еще одно необходимое условие для создания организации, ориентированной на данные, особенно с использованием облачных технологий. Облачные среды представляют собой основную движущую силу трансформации и повышают эффективность использования и обслуживания инфраструктуры данных, платформ и приложений. Кроме того, облачные технологии обеспечивают обработку данных в режиме реального времени, что способствует созданию более эффективных аналитических решений.

Современные структуры, ориентированные на данные, также должны поддерживаться технологий углубленного анализа и искусственного интеллекта для быстрой масштабируемости и ускорения трансформации на основе данных.

Роль человеческого фактора в процессе цифровой трансформации

В основе цифровой трансформации лежат данные и технологии, однако ее движущей силой всегда будут люди. Как утверждает журнал Harvard Business Review, «нельзя забывать про людей при внедрении новых технологий».

Различные инструменты и технологии должны расширять возможности сотрудников и полностью заменять их только для выполнения повторяющихся задач низкой значимости. Технологии и сотрудники должны стать не конкурентами, а участниками одной согласованно работающей команды.

Дата-центризм требует наличия определенных профессиональных навыков, в особенности связанных с поддержкой новых или модернизированных бизнес-моделей и рабочих процессов, а также с внедрением новейших технологий, которые все шире применяются в ходе интеллектуальной трансформации — например, как в роботизированной автоматизации процессов (RPA), ИИ, технологии обработки и анализа данных.

Успешное масштабирование данных, анализ и реализация проектов с использованием ИИ требуют не только навыков обработки данных, но и бизнес-ориентированности: умения работать с данными и визуализировать их, знания структуры бизнеса, информационной инженерии и приемов разработки пользовательских интерфейсов.

Эффективность технологий во многом зависит от квалификации конечных пользователей, поэтому для максимальной реализации их потенциала необходимо правильно подбирать технологии в зависимости от профессионального уровня сотрудников. Навыки межличностного взаимодействия не менее важны, чем технические навыки. Это обусловлено тем, что люди, которые умеют приспосабливаться, быстрее адаптируются к постоянным изменениям цифрового рабочего пространства и осваивают компетенции, необходимые для работы.

Опыт Lenovo показывает, что усиленная интеграция человеческого фактора в стратегию цифровой трансформации и поддержки изменений базируется на следующих факторах:

  • Удобство использования технологий: выделите ресурсы по планированию и поддержке сотрудников в обучении и применении новых технологий. Для этих целей можно внедрить автоматизированные, самообслуживающиеся инструменты на базе ИИ, которые включают руководства для пользователей, облегчающие знакомство с новыми решениями.
  • Реализация человеческого потенциала: в процессе подбора ИТ-технологий необходимо уделять внимание возможностям для повышения корпоративной и социальной ответственности.
  • Инклюзивные технологии: интересы пользователей должны иметь приоритетное значение. Технологии должны в первую очередь обеспечивать поддержку рабочих процессов с участием людей, повышая продуктивность, и помогать бизнесу развиваться в соответствии со стратегией.

Создание ориентированной на данные компании — это путь и непрерывный процесс, а не конечная точка назначения. Поначалу может сложиться впечатление, что технологии представляют собой ключ к эффективному использованию данных. Однако важно помнить, что они являются лишь частью всего механизма.

Источник: Антон Болдин, руководитель отдела продвижения решений для ЦОД, Lenovo Infrastructure Solutions Group (ISG)