19 ноября 2021 г.

Екатерина Бордовская

В 2021 году Сингапур временно приостановил строительство новых центров обработки данных (ЦОД) чтобы определить, как лучше сбалансировать растущий спрос на цифровые услуги и проблемы экологической устойчивости страны. Нидерланды предприняли похожие действия еще в 2019 году.

И все же в сегодняшней деловой среде спрос на ИТ-сервисы и оборудование растет, и каждая компания стремится стать технологической, будь то магазин по продаже кожаных изделий ручной работы или крупная транснациональная корпорация. Цифровые технологии имеют основополагающее значение и впоследствии будут оказывать значительное влияние на общий углеродный след. Растущий спрос на такие услуги неизбежен и заставляет их поставщиков искать более устойчивые модели ведения бизнеса.

Один из способов решения проблемы заключается во внедрении концепции «как услуга», которая приближает технологическую отрасль к экономике замкнутого цикла, призванной минимизировать отходы и максимально нарастить повторное использование ресурсов. Это означает, что производители и поставщики технологий, а также ЦОДы работают вместе над созданием системы, которая обеспечит более устойчивое предоставление цифровых услуг за счет минимизации энергопотребления и рационального использования других ресурсов, продления срока службы продуктов путем увеличения возможности повторного их использования и переработки.

Неэффективные и неустойчивые ИТ

Хорошо известно, что ИТ могут быть неэффективными по причине низкого коэффициента использования, нерационального распределения ресурсов и устаревшего или ненужного оборудования. Отраслевые исследования показывают, например, что в среднем 25% проводимых в ЦОДах вычислений не выполняют никакой полезной работы. При этом с невиртуализированными вычислениями этот показатель составляет 10%. В свою очередь, большинство компаний заявляют, что они перерасходуют ресурсы для хранения данных как минимум в 1,3 раза от своих текущих потребностей* А низкая эффективность устаревающего оборудования означает, что 65% энергии, используемой ИТ-системами в ЦОДах, используется для совершения всего 7% работы.

В результате компаниям приходится идти на более высокие затраты и сверхпотребление электроэнергии, пространства и ресурсов для охлаждения. Решение этих проблем за счет повышения эффективности и более совершенного мониторинга значительно улучшает качество работы оборудования, персонала и инфраструктуры в целом, а также оказывает положительное влияние на окружающую среду.

Что представляет из себя модель «как услуга»

Понятие «как услуга» — это адаптация концепции Cradle-to-Cradle, разработанной в конце ХХ века. Она остается актуальной и в современном мире при построении экономики замкнутого цикла. Такой процесс требует от производств не только быть «менее вредными» в вопросах нагрузки на окружающую среду, но и стремиться оказывать положительное влияние.

Бизнес-модель «как услуга» — это радикальный уход от общепринятой концепции бизнеса, когда компании просто продают свой продукт и считают на этом свою работу выполненной. Новый подход предполагает, что производитель сохраняет за собой право собственности на товар и несет за него ответственность на протяжении всего жизненного цикла. Заказчик может использовать этот объект столько, сколько необходимо, внося плату только за результаты работы, а не за сам продукт или его обслуживание. Производитель, в свою очередь, несет ответственность за создание качественного надежного решения, которое будет экономить энергию и другие ресурсы. Его роль также состоит в том, чтобы изымать продукт по окончании использования, подготавливать его или компоненты к новому рабочему циклу. Благодаря переработке и апгрейду ИТ-оборудования производитель удерживает часть ликвидационной стоимости своих активов, сокращает попадание электронных отходов на свалки и вносит вклад в снижение выбросов углерода, экономию энергии и материалов.

Важнейшие элементы эффективной и устойчивой ИТ-инфраструктуры по модели «как услуга»:

  • Компонуемая инфраструктура актуальна как никогда, так как является ключевым элементом для выполнения большей части работы с наименьшим количеством ресурсов. Особенно учитывая тот факт, что в последние годы плотность мощности на каждую стойку постоянно растет и при показателе выше 20 кВт некоторые современные ЦОДы работают на пределе своих возможностей.
  • Энергоэффективность начинается с применения подходящего оборудования для каждой нагрузки. Уменьшение потребления энергии, необходимой для выполнения вычислительных задач, сокращает эксплуатационные расходы на электричество и охлаждение. Заказчики, у которых определены цели по сокращению выбросов углерода или энергопотребления, а также те, кто платят углеродный налог или закупают энергию по более высоким ценам в зависимости от уровня потребления, получают значительную выгоду от правильно подобранного решения.
  • Рациональное использование ресурсов означает использование их наименьшего количества для выполнения определенной задачи, например, для охлаждения ЦОДа. Технологии сокращения объемов данных также играют важную роль в уменьшении набора используемого оборудования.
  • Специализированное ПО для повышения эффективности работы системы, в том числе с использованием технологий искусственного интеллекта или машинного обучения, поможет заказчикам улучшить управление ЦОДами, выстроить более оптимальный функционал и сократить время простоя.

Технологии по модели «как услуга» в мире ИТ

Переход к предоставлению цифровых услуг с учетом принципов устойчивого развития — это не просто достижение высоких этических норм, а настоящая победа для бизнеса с ее измеримыми выгодами. Однако это сложный процесс, прежде всего, в контексте изменения потоков доходов. Традиционные поступления от продаж сменяются регулярными платежами, что снижает краткосрочную, но повышает долгосрочную прибыль. Это, в свою очередь, оказывает влияние на реализацию продукции, программы стимулирования и поощрения для партнеров, финансовую отчетность и отношения с инвесторами. Получить поддержку такого изменения парадигмы от отдела продаж, коммерческих партнеров и инвесторов — непростая задача.

В то же время важно не недооценивать масштаб той трансформации, которую влечет за собой переход к модели «как услуга», в идеале реализуемый в рамках более широкой стратегии по преобразованию бизнеса и ИТ-инфраструктуры с учетом целей устойчивого развития. Сегодня не только заказчики, но и партнеры, и инвесторы требуют перехода к более устойчивой бизнес-модели. Пришло время для серьезных перемен.

* Futurum Research, Пять инсайтов по защите данных в гибридном облаке, 2020 год

Источник: Екатерина Бордовская, менеджер по развитию бизнеса HPE GreenLake