3 декабря 2021 г.

Александр Двоеглазов

Стресс уже давно признан одной из главных угроз здоровью. В начале 2020 года ВОЗ даже выпустила иллюстрированный гайд по самопомощи в случае стресса. Конечно, компаниям невыгодно, чтобы сотрудники болели, но что если причиной недомогания становится сама работа? В краткосрочной перспективе работа на адреналине даже может быть эффективной, но довольно быстро продуктивность стрессующих снижается, а накопленные переживания приводят к выгоранию.

Термин «выгорание» был принят в 70-х годах XX века. Его симптомы: усталость, головные боли, бессонница, раздражительность, апатия. Интересно, что раньше всё это считалось проблемой сотрудника, хотя, как и все профессиональные заболевания, данный аспект должен быть в ответственности работодателя. Во время пандемии ситуация стала меняться. По данным Indeed, в 2021 году выгорание отмечается у 52% работающих (на 10% больше обычного). Это понятно: удаленка, нарушение баланса работы и жизни, пугающие новости и неясные перспективы добавили переживаний.

В отчёте Gallup показано, что вовлеченность сотрудников в 2021 году упала на 2%. Это обошлось мировой экономике в 8 триллионов долларов. Поначалу вместе со стрессом росло и вовлечение, но это связывают со страхом потерять работу и желанием поддержать компанию. Постепенно у людей кончились силы, внешняя мотивация перестала действовать, а для внутренней уже не хватало ресурса.

Руководству стало очевидно: чтобы не потерять контроль над ситуацией, пора подумать о радикальных изменениях. Если обстановка вокруг вызывает стресс, то рабочая среда должна снижать его. Поэтому многие компании по всему миру задумываются о физическом и психологическом здоровье сотрудников: появляются позиции корпоративных врачей и психологов, wellbeing менеджеров, разрабатываются гибкие рабочие пространства, помогающие усиливать продуктивность, влияя на эмоциональное состояние людей.

Влияние технологий

Изменения касаются и рабочих процессов, для повышения эффективности которых всё чаще используются высокие технологии, и, в частности, искусственный интеллект.

Первое, самое очевидное применение ИИ, — это автоматизация рутинных задач: координация действий команды, администрирование, управление, любые простые повторяющиеся действия, первичная аналитика и многое другое. Это помогает людям сосредоточиться на стратегии и креативе и вернуться к той деятельности, ради которой они пришли в профессию. А ещё это экономит огромное количество рабочих часов.

С точки зрения психологии такой подход удовлетворяет три важные психологические потребности: автономия, компетентность и взаимосвязь. Автономия увеличивается за счёт того, что сотрудник занимается тем, что он лучше всего умеет и способен выполнить самостоятельно. Это усиливает и компетентность: с помощью ИИ повышается обоснованность решений и снижается количество ошибок — поэтому человек чувствует себя экспертом. Связь внутри команды становится более эффективной: у людей наконец-то хватает времени и сил на продуктивное общение.

У нас в компании ИИ используется для автоматизации создания концепций озеленения. Это освобождает время дизайнеров для более интересных и глубоких задач, повышает их вовлеченность в процесс и производительность.

Еще одна область применения искусственного интеллекта — это кастомизация корпоративного обучения. С помощью алгоритмов, похожих на те, что использует Netflix, можно создавать индивидуальные образовательные траектории, помогающий карьерному росту, выгодному и компании, и сотруднику.

Кроме того, ИИ помогает контролю. Конечно, так называемые «красные» организации могут применять его для негативной мотивации, но, кажется, гораздо полезнее использовать его для создания благоприятной рабочей обстановки.

Существуют технологии, использующие биометрию, анализ текста и обработку речи для понимания мотивации и поведения сотрудников. Более того, они могут прогнозировать конкретные действия, влияющие на продуктивность через улучшение эмоционального состояния и усиление вовлеченности в процесс. Пример — цифровая платформа Friday Pulse, помогающая собирать и анализировать информацию об уровне счастья сотрудников. Или швейцарский стартап Cryfe, способный определять уровень стресса по видео: анализируя мимику и язык тела.

Также искусственный интеллект можно использовать для создания рабочих пространств, положительно влияющих на эмоциональное состояние людей.

Например, цифровой сервис Livee для создания концепций умного озеленения, способного влиять на уровень счастья сотрудников, их продуктивность и здоровье. Более того, это влияние можно измерить и скорректировать с помощью системы HI+, на базе которой разработан Livee.

Другой пример — живые стены Naava. Они активизируют и контролируют биоактивность растений, чтобы максимально эффективно очищать воздух.

Специалисты считают, что скоро ИИ автоматизирует такое количество задач, что компании будут состоять из сотрудников, контролируемых процессами искусственного интеллекта. Одновременно с этим актуализируется осознанный подход, в центре внимания которого находится человек и его потребности, не ограничивающиеся годовым бонусом и стандартным соцпакетом. Высокие технологии должны стать инструментом реализации этих потребностей и развития компаний через благополучие их сотрудников.

Источник: Александр Двоеглазов, CEO бюро фитодизайна и озеленения помещений «Фикус»