20 декабря 2021 г.

Увеличить
Увеличить
Рынок ноутбуков в РФ демонстрирует устойчивый рост в натуральном выражении, но продажи ноутбуков на платформе AMD растут много быстрее рынка.
Увеличить
В рублевом выражении успехи сегмента ноутбуков еще более выразительны, а сегмент решений на процессорах AMD и тут демонстрирует прекрасные показатели.

Развитие маркетинговой ситуации в пределах пятилетки рассматривают довольно редко — высокая динамика заставляет фокусироваться на анализе изменений за более короткие периоды, от квартала до года. Однако бывает полезно посмотреть на происходящее в пределах года-квартала, рассматривая его на фоне бОльших временных промежутков. Сейчас мы так и поступим, оценивая ситуацию на рынке ноутбуков в РФ.

Итоги пятилетки: весьма впечатляюще!

За 2016 год в РФ было продано 3146039 ноутбуков, а в 2020 году — 3773742, по данным GfK; рост составил 19,95%. В чем причины настолько мощного роста популярности ноутбуков? К этому привел комплекс факторов, среди которых изменение экономической ситуации, развитие технологий и смена пользовательских предпочтений.

В допандемийные времена популярной стала концепция смены рабочих локаций — от перемещений в пределах офиса до работы в домашних условиях или в «третьем месте», для чего был удобен ноутбук. Во время локдаунов форматы оказались несколько трансформированы, но все равно ноутбуки были актуальны при смене рабочего места, которая происходила при гибридной занятости или в пределах квартиры.

Вендоры регулярно обновляли модельные ряды решений с разной специализацией, поэтому за прошедшую пятилетку ноутбуки стали удобней — легче, тоньше, автономней — а также постоянно улучшалось соотношение цена/производительность. В основе развития сегмента ноутбуков, как, собственно, и других компьютеров, лежало соперничество производителей процессоров, градус конкуренции между которыми постоянно нарастал.

Особенности момента

Прошлый год для рынка компьютеров — прежде всего, ноутбуков — был крайне успешным. В условиях локдаунов и общей неопределенности пользователи стали активно скупать технику. В продажах этого года можно было бы ожидать предсказуемую коррекцию рынка, но этого не происходит!

Устойчивость спроса хорошо видна по итогам третьего квартала, которые недавно обнародовала IDC: продажи ПК на российском рынке в натуральном выражении оказались сравнимы с итогами аналогичного периода года прошедшего, просев всего лишь на 1,7%! Российские пользователи — как корпоративные, так и частные — продолжают активно обновлять парк локальных компьютерных систем.

Смотрим динамику в денежном выражении

Важно, что при практически сохраненных объемах квартальных продаж «в штуках» на российском рынке сегмент ноутбуков в денежном выражении увеличился на 18,7%! Растущие требования к эффективности — причем в самом широком плане: от производительности труда до возможностей решения учебных и творческих задач — естественным образом приводят к необходимости использования мощных современных ПК. Это требование времени, которое радует всех участников рынка, так как смещает спрос в сторону высокопроизводительных решений, повышает средний чек и ведет к росту маржи.

А теперь посмотрим на результаты 2016 и 2020 годов в денежном выражении: 97,056 и 170,104 млн руб. соответственно и прирост 75,26%. Как видно, упомянутое «требование времени» совсем не особенность момента, а довольно давний восходящий тренд!

Противостояние: Intel vs AMD

События в рассматриваемом сегменте развиваются с нарастающей активностью, градус конкуренции растет, AMD теснит Intel, а от этого выигрывает рынок: от вендоров до пользователей, включая всех игроков канала. Теперь рассмотрим это в деталях.

Продажи ноутбуков на платформе AMD растут явно быстрее рынка. В натуральном выражении данные по интересующим нас годам такие: 593413 и 1672383 штук, соответственно, рост в 2,8 раза! В денежном выражении все тоже хорошо и вполне в тренде: 15,061 и 63,275 млн руб., соответственно, рост в 4,2 раза!

Что же случилось за это время, какие изменения стали причиной такой динамики? За указанный период AMD создала новые линейки процессоров, которые сначала резко сократили остаточное технологическое отставание вендора, а потом обеспечили ему технологическое лидерство. На это положительно отреагировал рынок, причем как вендоры, которые стали более активно предлагать ноутбуки на базе AMD, так и потребители, которые стали активно такие ноутбуки раскупать.

Кратко о технологических изменениях

Первой линейкой процессоров AMD, обеспечивших продукции компании конкуренцию на равных с решениями Intel, стала «четырехтысячная». Но достаточно быстро за ней появилась обновленная «пятитысячная», значительно более производительная, что особенно заметное на ресурсоемких задачах, в том числе, и требующих многопоточности.

Прирост производительности между процессорами серий 4000 и 5000 составил в среднем 10-15% на реальных задачах, причиной чему развитие архитектуры, совершенствование технологий производства чипов и увеличение кэша. Смена архитектуры и переход на новые технологические процессы положительно повлияли на энергопотребление как процессоров, так и построенных на них компьютерных систем, что привело к росту времени автономной работы ноутбуков.

Заметим, что «пятитысячная» серия интересна как производительностью, так и рядом реализованных фирменных решений, помогающих обеспечить инфобезопасность на ноутбуках, что крайне важно для рынка в современных условиях. Напомним, что у корпоративных пользователей повышенные требования к элементам для обеспечения инфобезопасности, встроенным в ноутбуки. Такие элементы взаимодействуют с другими компонентами корпоративной инфраструктуры — в том числе, с антивирусами, файерволами и т. д., обеспечивая повышенный уровень ИБ. В новых корпоративных системах на платформе AMD на эти возможности сделан особый акцент.

Технологический скачок был замечен производителями ноутбуков, которые стали активно строить новые модели на процессорах AMD. Если еще 3 года назад в российских условиях предложение ноутбуков на AMD базировалось, в основном, на предложениях HP и Lenovo, то теперь оно становится все более диверсифицированным — есть даже предложения от локальных вендоров. В 2016 г. на российском рынке было представлено всего 645 уникальных конфигураций ноутбуков на AMD, а в 2021 их будет, по предварительным оценкам, 2359! Основной акцент, как легко предположить, на новинки, построенные на топовых процессорах Ryzen — пользователи желают производительные системы, вендоры готовы предоставить такие модели. Изменилось и восприятие мобильных систем на AMD со стороны конечных пользователей.

Коммерческий сегмент

Восходящий тренд в сегменте коммерческих мобильных компьютеров — активное распространение ноутбуков на платформе AMD, что во многом и определило рыночный успех этого производителя процессора. Долгое время в сегменте коммерческих ноутбуков господствовали решения на Intel, причиной чему во многом была инертность рынка. Разумеется, системы на Intel и на AMD и раньше были совместимы с корпоративными приложениями, а вычислительная мощность позволяла эффективно решать бизнес-задачи. Наличие запаса производительности в обоих вариантах было достаточным для защиты инвестиций в парк мобильных ПК. Но корпоративные пользователи не любят изменений, а поэтому сезон за сезоном формировали спрос на профильные ноутбуки, построенные на платформе Intel.

Существовал «порочный круг»: коммерческих систем на AMD практически не было, потому что спрос на них был крайне мал, а спрос был мал потому, что систем не было. Однако около 4-5 лет назад ситуация стала меняться, ключевые вендоры начали выводить в сегмент ноутбуки на AMD, сначала осторожно, а потом — после появления «пятитысячной» серии — все активней.

В начале пятилетки машины на AMD были, по большей части, «рабочими лошадками», позиционированными на сегмент SMB. Распространение таких систем было важным этапом — оно привело к их проникновению и в корпоративный сегмент, что, в конечном итоге, и способствовало разрыву «порочного круга». Во второй половине рассматриваемого периода ситуация поменялась качественно, и вендоры стали создавать на платформе AMD все более разнообразные модели: производительные, ультрамобильные, представительские-для-руководства и т. д. В прошлом году условные границы пали окончательно, и системы на платформе AMD заняли значимую долю рынка коммерческих ноутбуков, что и стало основой успеха компании в сегменте мобильных ПК.

Кстати, в сегменте домашних/игровых решений у AMD тоже дела обстоят неплохо.

Домашние и игровые ноутбуки

Сегмент пользовательских ноутбуков тоже на подъеме — дополнительным драйвером являются все те же локдауны. Люди, ограниченные в возможностях досуга в публичных пространствах и в путешествиях, естественным образом перефокусируют внимание на домашние развлечения — от ремонта и просмотра кино на большом экране до компьютерных игр и креативных задач. В сегменте «ноутбук для дома, для семьи» у AMD позиции сильны и как у бренда для массовых бюджетных решений, и как у поставщика процессоров для мощных геймерских ПК.

Заметим, что вендоры активно предлагают рынку геймерские мобильные решения на AMD, и рынку это нравится. В данном случае основными конкурентными преимуществами для AMD оказываются мощные процессоры и наличие внутри компании подразделения по созданию графических ускорителей. Это оказывает положительное влияние как на разработку решений, так и на альянсы с крупными игроками игрового сегмента (например, в начале зимы «облачный» игровой сервис My.Games Cloud, входящий в состав VK, и AMD объявили о заключения стратегического сотрудничества). Заметим, что графические ускорители Intel пока отсутствуют на рынке, что несколько ограничивает маркетинговую активность корпорации.

Есть у AMD и дополнительные преимущества, например, бОльшая гибкость. Если отступлений от тандема Intel+Nvidia относительно немного, то альтернативные варианты встречаются как в виде AMD+Radeon, так и AMD+Nvidia, что в некоторых случаях также оказывает стимулирующее влияние на продажи геймерских ноутбуков на AMD. На продвижение чипов AMD как основы для игровых систем — в том числе, и в рассматриваемом нами мобильном сегменте — косвенное влияние также оказывает тот факт, что приставки Microsoft X-Box построены на чипах этого производителя. Конечно, мощными эти «дополнительные драйверы» не назовешь, но они все же важны в условиях жестокой конкуренции, когда борьба идет за каждый процент в доле рынка и даже за доли процента.

Что мы имеем в итоге? С 2016 по 2020 год объем продаж геймерских ноутбуков на AMD на российском рынке втрое (!) вырос, по данным GfK. Заметим, что рост продолжается: если за первые 3 квартала в 2020 году на российском рынке было продано 279835 игровых ноутбуков, из которых на платформе AMD было 94269, а то за первые 3 квартала 2021 года результаты оказались значительно более выразительными: 381505 и 156153 единицы соответственно.

Вполне возможно, что в ближайшие кварталы AMD захватит половину российского рынка игровых ПК в натуральном выражении, хотя в 2016 году контролировала только 16% этого сегмента.

Коммерческие vs пользовательские — грани стираются, требования остаются

В техническом плане коммерческие ноутбуки сохраняют ряд значимых отличий от систем, ориентированных на индивидуальное применение. Прежде всего, коммерческие решения отличаются наличием встроенных решений для защиты информации, обеспечения дополнительных возможностей удаленного мониторинга и администрирования. Причем данные решения интегрированы на уровне платформы, а поэтому в полном объеме не могут быть добавлены в системы, изначально не располагавшие такими элементами. Кроме того, коммерческие компьютеры обычно обладают увеличенным ресурсом по сравнению с предложениями для массового рынка.

Однако в плане продвижения в канале все смешалось: коммерческие компьютеры все чаще приобретают в розницу, пользовательские модели все чаще применяют для решения бизнес-задач. Более того, популярность «смешанных» форматов использования/приобретения мобильных ПК продолжает расти! Часто сотрудникам приходится для рабочих задач использовать личные компьютеры (формат BYOD — Bring Your Own Device). Понимая особенности коммерческих моделей, частные пользователи желают приобрести таковые, но вынуждены искать их в рознице. При этом растет количество обратных ситуаций, когда работодатель позволяет сотруднику выбрать компьютер из имеющегося парка корпоративных устройств (CYOD — Choose Your Own Device).

CYOD стремительно набирает популярность — такой подход в том или ином объеме уже практикуют или планируют внедрить в следующем году около 74% американских компаний, по данным Gartner. Однако все прекрасно понимают, что выделенное компанией устройство пользователь будет применять для решения как рабочих, так и личных задач — пересаживаться в течение дня с одного ноутбука на другой не очень удобно по понятным причинам. Поэтому формат CYOD начинает превращаться в COPE (Corporate-Owned, Personally Enabled), который адаптирован к ситуации, когда устройство «приобретено компанией, но можно использовать и в личных целях».

Данная ситуация, на первый взгляд, не имеет никакого отношения к «битве платформ», но ее надо учитывать игрокам канала при планировании маркетинга продукции. Несмотря на хорошее положение дел в сегменте, конкуренция между вендорами идет активная, а рыночную ситуацию характеризуют многочисленные и быстрые изменения. Эксперты GfK подчеркивают, что эффективно изменять свои маркетинговые активности могут только компании, практикующие data-draven-подходы, то есть принимающие бизнес-решения, основываясь на анализе Big Data — массивов неструктурированной информации, собранной с рыночных ситуаций.

Но вне зависимости от формата приобретения требования к производительности систем растут, что драйверит продажи решений на платформе AMD и чем активно пользуются вендоры. «Мы как производитель начали выпускать больше премиальных моделей на основе процессоров AMD, и пользователи стали покупать больше таких продуктов, что дает возможность сделать вывод о высоком доверии к продукции AMD», — говорит Сергей Балашов, менеджер по продукту в Lenovo Россия.

Что дальше?

Сейчас мы наблюдаем новый тренд на рынке ноутбуков, который, вполне возможно, существенно изменит доли процессоров в этом сегменте: активное распространение получают ARM-процессоры. Заявки на захват долей рынка у новых архитектур достаточно серьезные, и вот почему.

Во-первых, в сегмент выходит Qualcomm, создавший платформу для Windows-ноутбуков, позволяющую создавать тонкие и легкие системы с большой автономностью, да еще и обладающие нативно-интегрированными сотовыми модемами для работы в сетях 5G. Заметим, что решения на платформе Qualcomm лишь пробивают себе дорогу на рынок — на данный момент вендорами выпущено небольшое количество моделей, причем далеко не все из них добрались до российского рынка, а поэтому они на распределение долей по платформам в сегменте ноутбуков пока никак не влияют.

Однако, во-вторых, есть успешный прецедент: переход на ARM-процессоры собственной разработки и собственного производства, реализованный компанией Apple. На бизнес AMD это влияния не оказало, так как Apple отказалась от процессоров корпорации Intel, а вот для последней решительный и окончательный переход Apple на ARM оказался весьма печален. Напомним, что компания из Купертино входит в топ производителей ноутбуков, но контролируемый ею сегмент оказался утрачен для Intel.

Источник: Александр Маляревский, внештатный обозреватель CRN/RE