14 марта 2022 г.

«Цифровая трансформация» (DX) будет продолжена, хотя и приобретает некоторые специфические черты. В современных условиях у тренда появляются новые драйверы, но и новые ингибиторы. С них мы начнем рассмотрение, а потом перейдем к детализации направлений внутри DX.

Драйверы и ингибиторы

Особенностью момента является осознание: «как раньше» уже никогда не будет, что само по себе является мощнейшим драйвером. Политическая и экономическая ситуация существенно изменилась, и теперь для выживания любым бизнесам нужно прилагать существенные усилия. Что произошло?

  • Внутренний рынок страны изменился: многие глобальные компании приостановили деятельность, что практически во всех областях экономики создает «окна возможностей».
  • Возможность расширить свою долю рынка в РФ локальным компаниям придется отстаивать в борьбе как друг с другом, так и с азиатскими бизнесами, которые заметно динамичней европейских-американских.
  • Региональная экспансия за пределы РФ для российских компаний требует перестройки. В ряде случаев с развитых и денежных регионов придется уйти, а разворачивать деятельность нужно будет на сложных и не очень прибыльных рынках стран, где много своей непонятной специфики, порой отсутствуют привычные бизнес-инструменты и т. д. Однако на новых рынках конкуренции будет меньше!
  • Эластичность становится остро необходимой для всех российских компаний: изменения в экономическом рельефе и в отдельных рынках, а также в цепочках поставок требуют быстрой — буквально «на лету» — перестройки логистики, а в ряде случаев, и бизнес-процессов. Кто более эластичен, кто способен обеспечить меньший «time to market» — тот с высокой долей вероятности окажется «в плюсе». Так было всегда, сейчас это наиболее заметно.

Очевидно, что в таких условиях российские компании как никогда нуждаются в развитии и оптимизации всех бизнес-процессов. Оптимальным вариантом развития является комплексный подход, то есть «цифровая трансформация»: синтез цифровых инструментов, организационных практик и развития квалификаций персонала.

Все это прекрасно, однако ситуация принесла ряд очевидных сложностей. Среди наиболее значимых отметим:

  • Покупательная способность российских клиентов — как частных, так и корпоративных — заметно снижается. Борьба за каждый рубль ужесточается настолько, что поднимется на качественно новый уровень.
  • Возникли проблемы с доступом к оборудованию и сервисам — вместо хорошо знакомых и многократно проверенных технических решений от ряда ключевых глобальных вендоров, приостановивших деятельность на российском рынке, приходится использовать новые варианты, зачастую от вендоров второго эшелона, «на лету» нарабатывая компетенции, нужные для эффективного использования новых инструментов.
  • Ограничен доступ к экспертизе. Крупные вендоры, приостановившие на неопределенное время работу на российском рынке, были источником как товаров — оборудования, программ и сервисов — так и экспертизы, в том числе, актуальной для DX. Конечно, решения «цифровой трансформации» из одной компании не могут быть напрямую портированы в практики другой фирмы — даже если бизнесы из одного вертикального рынка, сходного размера и применяют близкие бизнес-модели — но после «доводки по месту» готовых кейсов реализация DX для российских компаний оказывалась быстрее и дешевле.
  • Сложности с привлечением инвестиций. На внешнем рынке занимать проблематично, на внутреннем — дорого, а возможности оптимизации заметно уменьшены (например, стала менее вариативной аренда ИТ-ресурсов, позволяющая избавиться от разовых вложений и перевести расходы из CAPEX в OPEX).

И еще раз о терминах

Актуальность DX успела пройти несколько стадий. Сначала это было некое «ноу-хау» для получения радикального преимущества перед конкурентами. Потом — необходимым элементом для удержания позиций на отдельных высококонкурентных рынках. Теперь — «must have» для выживания практически повсюду. Отметим, что внедрение компьютерной техники — а в более широком плане, цифровых решений — не всегда является «цифровой трансформацией». Принято различать три уровня процессов.

Первый уровень, который для большинства компаний позади — «оцифровка», при которой остаются неизменными структуры, бизнес-процессы, бизнес-модели и т. д., только для упрощения повседневных действий сотрудники используют компьютерные системы.

Второй этап — «цифровизация», которая, как принято считать, открывает дорогу аналитике, позволяющей компании различные бизнес-процессы и применяемые технологии всячески оптимизировать. Компания, прошедшая «оцифровку», в ходе своей деятельности накапливает постоянно возрастающее количество данных, которые можно подвергать всестороннему анализу, обнаруживая в деятельности «узкие места», которые ликвидируют организационными методами, внедрением новой техники и т. д.

Наконец, третий этап — рассматриваемая нами «цифровая трансформация», которая приводит к слиянию операционной деятельности и цифровых технологий, а поэтому обеспечивает синергию инструментов и оказывается наиболее эффективной. Как правило, DX ведет к радикальной реорганизации ряда процессов внутри компании, что обеспечивает бизнесу оптимизацию и конкурентные преимущества, приводя к значительному росту эффективности, что будет видно по ряду бизнес-показателей. Классический пример — изменение бизнес-модели таксопарков в результате DX, которые или стали цифровыми компаниями, поменяв модель на «uber’образную», или были вынуждены навсегда уйти с рынка или перепрофилироваться.

Продолжение следует

Источник: Александр Маляревский, внештатный обозреватель CRN/RE