29 марта 2022 г.

«Облачный» сегмент российского ИТ-рынка, на первый взгляд, должен развиваться быстро в современных условиях, хотя бы потому, что сейчас активно действуют дополнительные факторы. Однако драйверы настолько сильны, что способны привести к проблемам.

Драйверы привычные, драйверы дополнительные

Нагрузка на национальных «облачных» провайдеров сейчас возрастает по ряду причин. К естественному процессу роста требований заказчиков к cloud-сервисам в условиях предсказуемого развития экономики добавлено еще несколько факторов.

Во-первых, новые требования со стороны национальной экономики — изменение цепочек поставок, захват сегментов, появившихся от приостановки деятельности ряда глобальных игроков в РФ, требования импортозамещения и т. д. — все это требует ИТ-поддержки, причем быстрой и гибкой, которую могут обеспечить только «облачные» технологии.

Во-вторых, сейчас происходит активная миграция ряда заказчиков с европейских/американских cloud-площадок. Появляется новый для российского рынка пул заказчиков cloud-сервисов, что по вполне понятным причинам очень хорошо для игроков сегмента.

В-третьих, продолжается массовый переход госструктур на мощности публичных «облаков». До недавнего времени «госы» предпочитали разворачивать инфраструктуры «on premise», однако после проведения рядом российских провайдеров работ по обеспечению необходимого уровня защиты «облачных» ресурсов, что было подтверждено нужными сертификатами уполномоченных регуляторов, ситуация сменилась на противоположную. Теперь государство прямо рекомендует большинству структур власти переходить с «on prem» на «on cloud», прежде всего по экономическим причинам.

Примером перехода на инфраструктуру публичных «облаков» может служить перенос Московским метрополитеном своих цифровых ресурсов на площадки VK Cloud Solutions, чтобы снизить нагрузку на локальную инфраструктуру. Такое решение поможет заказчику развить качество своих продуктов и пользовательский опыт жителей Москвы, уверен Леонид Аникин, директор по развитию «VK Цифровые технологии», напомнивший про огромный опыт провайдера в построении высоконагруженных интернет-сервисов.

Изменений следует ожидать не только количественных. «Мы ожидаем структурных изменений внутри спроса на „облака“, — говорит Айрат Мустафин, генеральный директор Liberum Navitas. — Здесь есть два важных долгосрочных тренда. Первый: создание национальной защищенной „облачной“ инфраструктуры; второй — разворачивание сервисов, способных обеспечить бесшовный переход бизнеса в российские „облака“».

Казалось бы, «облачные» провайдеры должны быть крайне рады ситуации с таким ударным расширением рынка, но на практике этого не происходит! Причина проста: ресурсы cloud-провайдеров ограничены! С одной стороны, происходящее хорошо для российского «облачного» рынка, отмечает Валентин Соколов, ИТ-директор RCloud by 3data, с другой — есть риск не удовлетворить огромный спрос и требования к показателям качества на уровне зарубежных коллег — ведь при недостатке серверных мощностей и перебоев с поставками риск аварий существенно возрастает.

В чем состоят проблемы момента?

«Облачные» сервисы, разумеется, не висят в воздухе, а должны быть «приземлены» на локальную инфраструктуру: для работы «облаков» требуются серверные мощности, ЦОДы и коммуникационные каналы. А вот с этим в настоящее время все не так просто!

Емкости центров обработки данных в дефиците, причем как в столицах, так и в регионах. С поставками серверов — предсказуемые проблемы. За пределами столиц — особенно за Уралом — «узким местом» для развития национального cloud-сегмента зачастую выступают коммуникационные каналы. Развитие вычислительных мощностей, площадок ЦОДов и каналов коммуникации с технической точки зрения не вызывает проблем, но все это требует ресурсов, которые сейчас в дефиците.

Однако дефицит ресурсов может быть существенно менее драматичен, чем кажется на первый взгляд. «Много приходится слышать, что в России вот-вот закончится „железо“, но это не так, — говорит г-н Мустафин. — Наша страна обладает огромным парком, который мы, увы, все еще не научились использовать максимально эффективно». Потребуются компетенции, которые позволят увеличить эффективность использования имеющегося оборудования, уверен он.

Подключение тоже требует ресурса

Подключение нового клиента к «облакам» провайдера — даже при наличии соответствующих вычислительных мощностей — процесс непростой, требующий активной работы технических специалистов разных компаний: провайдера, клиента и, возможно, внешних консультантов, представителей вендоров оборудования, софта и т. д.

Даже миграция корпоративного клиента с мощностей одного провайдера на ресурсы другого — предположим, с зарубежного на локального — процесс на практике непростой: многосоставной, технически сложный и требующий ряда операций. Он должен состоять из нескольких этапов, как отмечают в T1 Cloud: аудита инфраструктуры, определения объемов миграции, подготовки инфраструктуры в «облаке» целевого провайдера, выполнение «тестовой миграции», а затем уже перенос инфраструктуры, настройку сети и, наконец, обучение сотрудников заказчика работе в новых условиях. Все процессы достаточно ресурсоемкие, так как занимают время технических специалистов, которое в настоящее время дорого!

Однако ряд российских cloud-провайдеров уже предлагают спецпрограммы, делая процессы миграции бесплатными для заказчиков. Например, так поступает T1 Cloud, предлагая за свой счет миграцию российским заказчикам. «Мы гарантируем доступность облачного сервиса до 99,95%, сохранность, безопасность клиентских данных, в том числе устойчивую защиту от любых кибератак», — говорит Олег Мотовилов, управляющий директор T1 Cloud.

Появились ли новые пожелания заказчиков к «облаку»

В общем случае пожелания едины по всему миру: скорость и гибкость разворачивания сервисов, повышенная надежность (как в техническом плане, так и в плане ИБ), оптимизация расходов на ИТ, в частности, благодаря переходу затрат из статей CAPEX в OPEX. Некоторые игроки рынка отмечают, что для российских заказчиков оптимизация расходов оказывается несколько важнее, чем остальные факторы, но это лишь некоторое смещение акцентов, не более того.

Конечно, на некоторых вертикальных рынках существуют свои предпочтения. «Скорость вывода новых цифровых продуктов на рынок — важный фактор для всех компаний, и критический — в сегменте e-commerce», — отмечает Леонид Аникин.

Также заказчики желают консалтинга. Российские cloud-провайдеры нарабатывали и отраслевую экспертизу в ходе работы с различными вертикальными рынками, которые в национальных условиях имеют свою специфику. Глубокая экспертиза как с точки зрения технологий, так и знание специфики многих отраслей дают еще больше возможностей пользователям получить эффект от использования «облачных технологий, подчеркивает Александр Машика, руководитель направления по работе с ключевыми партнерами Yandex Cloud .

Вместо заключения

Проблемы национального сегмента «облаков» не стоит сводить к недостатку ресурса провайдеров, оказавшихся в условиях резкого роста количества заказчиков и объемов заказов. Также не стоит сводить проблемы к недостаткам ЦОДов с серверами под «облачную» инфраструктуру и «узкие места» в национальном телекоме.

Кроме количественных моментов есть связанные с качественным изменениями, которые вызваны — прямо или косвенно — с санкционным давлением. Заметим, что под вопросом не столько работоспособность имеющихся cloud-сервисов, сколько развитие мощностей под новые требования заказчиков, работающих в РФ. Это малая доля от общего объема национального cloud-рынка, но это лишь надводная часть айсберга!

Об этом мы поговорим отдельно.

Продолжение следует.

Источник: Александр Маляревский, внештатный обозреватель CRN/RE