19 апреля 2022 г.

Сергей Тюнин

«Цифровая трансформация» с течением времени получает множество толкований, раскрывающих и дополняющих её суть. Но ключевой смысл остаётся неизменным — это процесс внутри объекта изменений, направленный на преобразование системы управления с помощью цифровых технологий.

Питер Вайл, автор книги «Цифровая трансформация бизнеса», подчеркивает, что суть цифровой трансформации не в технологиях, а в изменениях. Трансформируется всё: стратегии, цели, модели, операции, продукты, маркетинговые подходы. Компаниям сегодня нужны не просто цифровые инструменты, а явные положительные результаты их применения. Выражением этих ожиданий может стать исключительно повышение конкурентоспособности в эпоху глобальных перемен.

Сколько бы мы ни шутили о «чёрных лебедях» как главных «сподвижниках» изменений, цифровизацию в компании контролирует вполне конкретное лицо. Chief Digital Transformation Officer, без преуменьшения одна из важнейших ролей в вопросах достижения стратегических целей трансформации. Чаще всего CDTO вырастают из Chief Information Officer, которым уже тесно в рамках своих функциональных обязанностей.

А для CIO исполнителями проводимой цифровизации, как правило, выступают системные интеграторы. И прежде чем ответить на заглавный вопрос, придётся посмотреть в зеркало — осмыслить характерные тренды своей работы.

Роль системного интегратора

Классический системный интегратор, как в Lego, соединяет разные по назначению системы в единое целое. И акцент именно на технологиях в портфеле интегратора, которые он «встраивает» в инфраструктуру заказчика. Поскольку портфель не безграничен, далеко не всегда процесс проходит легко. А чем масштабнее задачи, тем значительнее отличия в планах и результатах проектов. Привлечение нескольких интеграторов с разными подходами и уровнем развития несет риски «перетягивания каната» между ними, что не добавляет спокойствия заказчику. Как следствие, заказчик склонен делать выбор в пользу крупных игроков, обладающих компетенциями по большему спектру продуктов. Либо в пользу тех, кто умеет слушать и слышать. И решает высокоуровневые задачи не только с помощью технологической экспертизы, но и за счёт глубокого погружения в бизнес заказчика. Способность обосновать методологию трансформации и говорить с заказчиком на одном языке становится критическим конкурентным преимуществом.

Так что же нужно предпринять системному интегратору, чтобы и выжить, и помочь бизнесу трансформироваться в эпоху перемен? Очевидно, выйти на новый уровень эффективности — пройти трансформацию, в первую очередь, самому. Кислородная маска должна быть надета сначала на себя. Да, сравнения с критическими ситуациями сейчас более чем уместны. В условиях безжалостной конкуренции и беспрецедентной турбулентности системному интегратору прежде всего необходимо максимально обезопасить себя. Чтобы не оказаться на цифровой обочине нового мира, потребуется последовательная проработка всех уязвимостей.

Эволюция интегратора

Эволюцию интегратор может начать уже с продуктового портфеля. Необходимо рационально «освежить» пул инструментов, добавив в него действительно эффективные цифровые технологии в качестве катализатора процессов. Томас Сибел в книге «Цифровая трансформация» также обращается к кислородному сравнению, рассуждая о новых технологиях: «Они, как и кислород, являются важным ресурсом, который может подавить или ускорить революцию. Во время Великой кислородной катастрофы в природе организмы начали использовать ресурсы эффективнее и устанавливать абсолютно новые связи, трансформируя кислород из смертоносной молекулы в источник жизни. Большие данные, искусственный интеллект, облачные вычисления и интернет вещей меняют технический мир схожим образом».

Если системный интегратор хочет остаться востребованным, акценты и в смысловом поле его деятельности должны быть расставлены заново. Необходим переход от системной интеграции к цифровой кастомизации — созданию на базе технологий индивидуальных решений для цифровой трансформации заказчика.

Следующим шагом интегратора должен стать правильный выбор партнеров по обновлённому продуктовому портфелю. Ведь решения разных вендоров для однотипных задач отличаются существенно как с финансовой точки зрения, так и с маркетинговой. Важно соблюсти баланс между уровнем сложности кастомизации продукта и партнерской программой производителя. Если затраты на поддержание компетенций значительны, а партнёрская программа не позволяет интегратору получать необходимую доходность, то финансовые потери неизбежны. Переход вендоров к проактивной всеобъемлющей модели поддержки партнёров станет качественным сдвигом. Повторюсь, трансформируется всё.

И, наконец, для работы с новыми решениями интегратору нужны сотрудники, обладающие необходимой экспертизой. При этом профиль таких специалистов смещается от инженерного в сторону аналитического: они должны знать не только продукт и технологию его внедрения, но и понимать стратегические цели трансформации бизнеса заказчика. Без таких специалистов переход системных интеграторов на новый уровень производительности невозможен.

Итак, получаем формулу, в которой: Цифровой интегратор = системный интегратор + новые продукты + новые партнёры + новые компетенции.

Выживут ли только сильнейшие в цифровой битве будущего? Возможно. Но велик шанс и у тех системных интеграторов, кто сможет проявить высочайшую степень адаптивности, эволюционировать и стать непосредственным носителем гена цифровой трансформации.

Источник: Сергей Тюнин, исполнительный директор компании «МАЙ. Цифровой интегратор»