25 мая 2022 г.

Алексей Еременко: «На длинной дистанции и конкурентном рынке выигрывает тот, кто сможет минимизировать свои издержки».

Российская продуктовая розничная сеть X5 Group объявила о том, что разработанное ею частное облако Salt размещено в собственном дата-центре в Москве, а также в ЦОДе компании Selectel в Санкт-Петербурге.

Как рассказал Антон Мироненков, управляющий директор Х5 Технологии, Salt — это частное облако на основе собственных разработок Х5 и технологий open source. Данное решение должно снизить стоимость владения ИТ-инфраструктурой, сократить время запуска цифровых проектов, и, кроме того, уменьшить так называемый «углеродный след» за счет использования энергоэффективных технологий.

Salt предоставляет не только инфраструктурные и платформенные сервисы, но и набор автоматизированных процессов, позволяющих цифровому проекту быстро начать работу в облаке со всеми необходимыми настройками безопасности. Отдельные компоненты платформы предоставляются внутренним клиентам Х5 как сервис, включая ЦОД как услугу в части хранения и обработки данных. Это позволяет обеспечить доступность на уровне 99,9%.

Вместе с запуском Salt Х5 формирует новый подход по работе с инфраструктурой, располагая облако в высокотехнологичных дата-центрах партнеров. Так, компания Selectel полностью берет на себя обслуживание серверов, стоек, каналов связи, что позволяет существенно снизить стоимость платформенных сервисов для внутренних клиентов Х5, а также повысить надежность и отказоустойчивость системы. Для размещения платформы компания Selectel предоставила X5 Group выделенные серверы требуемых конфигураций и сетевое оборудование, каналы связи и выделенные стойки, обеспечивает мониторинг и эксплуатацию всего оборудования и каналов связи, гарантируя Х5 Group уровень SLA на каналы связи в 99,7%, и 99,99% на остальное оборудование.

«Запуск Salt позволяет нам начать облачную трансформацию, в рамках которой значительная часть наших информационных систем и ключевых продуктов будет перенесена в частное облако. Х5 системно подошла к процессу перехода на собственную облачную инфраструктуру, в рамках которой мы сами определяем вектор развития, разрабатываем и внедряем сервисы, занимаемся эксплуатацией платформы независимо от вендоров и колебаний рынка. Возможности Salt позволят распространить клиентский опыт пользователя за рамки предоставления традиционных облачных сервисов и предоставлять любые ИТ-решения как бизнесу, так и цифровым командам группы используя облако как единую точку входа и организации биллинга, — заявил Антон Мироненков. — Для нас работа в режиме „ЦОД как услуга“ — это первый такой опыт. Пока мы видим хорошие результаты как в части существенного снижения затрат на инфраструктуру, так и в части повышения скорости введения новых мощностей и реакции на изменения».

Он добавил, что проект создания собственного облака был запущен X5 в 2021 г. Разработка решения велась на основе сочетания продуктов open source, собственной экспертизы и использования сервисного подхода. Ключевые компоненты платформы, такие как оркестратор, портал, биллинг, а также общая архитектура платформы являются собственным продуктом. В облаке Salt применены технологии OpenStack и Kubernetes. Благодаря использованию ЦОДа Selectel, X5 получает возможность сосредоточиться на приоритетных бизнес-задачах, передав обслуживание физической инфраструктуры квалифицированным партнерам.

После решения внутренних бизнес-задач на основе новой платформы в Х5 Group не исключают возможности вывода Salt на открытый рынок облачных технологий. Надо отметить, что X5 решает весьма сложную задачу: компания управляет магазинами торговых сетей «Пятерочка», «Перекресток» и жесткими дискаунтерами под брендом «Чижик», кроме того, развивает цифровые бизнесы Vprok.ru, 5Post, и «Много Лосося». По состоянию на 31 декабря 2021 г. под управлением компании находились более 19 тыс. магазинов в Москве, Санкт-Петербурге и европейской части России. Также у X5 Group имеется 47 распределительных центров и почти 5 тыс. собственных грузовых автомобилей. Численность сотрудников — свыше 340 тыс. чел.

Selectel делает ставку на модель IaaS

Как рассказал Алексей Еременко, директор по инфраструктуре Selectel, бизнес-модель компании несколько отличается от подходов других игроков: «Мы хоть и являемся сетью ЦОДов, но не позиционируем себя только в качестве дата-центров. Таких компаний немало. Мы заявляем о себе, как IaaS-провайдер, который, в том числе, может предложить услугу классического colocation. Главную же выручку приносят наши IaaS-продукты. Порядка 70% доходов — это серверы, которые мы собираем самостоятельно и предоставляем клиентам в аренду либо в виде „железа“, либо в виде отдельной облачной платформы, которая на этом сервере и развернута. Просто сдавать в аренду клиентам стойки, чтобы они размещали там свое оборудование, нам не так интересно. Стойки — это слишком простой продукт. Но если клиент хочет, он, конечно, может прийти со своим оборудованием».

Основная концепция Selectel — на длинной дистанции и конкурентном рынке выигрывает тот игрок, который сможет минимизировать свои издержки. Компания предоставляет облачные услуги на базе своих ЦОДов, эти издержки на протяжении большого периода времени будут ниже по сравнению с теми компаниями, которым придется размещать облака на арендованных площадках. По словам Алексея Еременко, в течение последних 5 лет по обороту и по количеству предлагаемых услуг Selectel растет год к году на 45-50%. То есть, по сути, каждые два года бизнес компании удваивается. А рынок ЦОДов растет примерно на 10-15% в год.

В настоящее время Selectel имеет 6 дата-центров в Москве, Санкт-Петербурге и Ленинградской области. Их услугами пользуются более 24 тыс. клиентов. В Москве в Юрловском проезде идет строительство еще одного дата-центра уровня Tier IV. Его особенностью станет самый большой единый машинный зал в России площадью 4500 кв. метров, рассчитанный на 2000 серверных стоек с дальнейшим потенциалом расширения.

Как отметил Алексей Еременко, самая большая проблема при строительстве дата-центра — получить необходимую мощность. В городах это большой дефицит. Облачный рынок и рынок ЦОДов устроен так, что инфраструктура должна размещаться как можно ближе к конечному потребителю контента, чтобы задержка сигнала была минимальной. Это особенно критично при передаче больших объемов видеоинформации. К новому ЦОДу будет подведено 20 МВт электроэнергии. Затраты на недвижимость обычно составляют 5-7% от общих инвестиций в строительство дата-центра.

Источник: Константин Геращенко, IT Channel News