31 мая 2022 г.

Вячеслав Володкович

Отраслевые сообщества и государство начинают работу по превращению хаоса в упорядоченную и управляемую среду, живущую по новым правилам. В сфере технологий предлагаются несколько инициатив, которые серьезно изменят положение на рынке. Их разъясняет и комментирует гендиректор компании «Аэродиск» Вячеслав Володкович.

Инициатива 1. ИТ-компании без ограничений

Проект поправок в Налоговый кодекс перед праздниками предложило Минцифры. Прежде всего, они включают в себя новые параметры аккредитации. Первая поправка касается ограничений по численности сотрудников для получения статуса ИТ-компании. Сейчас компании должны иметь в штате не менее 7 человек — эту норму предлагается полностью снять. Это одна из самых адекватных мер с учетом новой реальности ИТ-рынка в России — даже вне зависимости от последних потрясений.

Сегодня в стране оперирует множество небольших, но весьма успешных коллективов. Команды из 5 человек и меньше способны успешно разрабатывать специализированный софт, приложения и порталы, а также эффективно заниматься интернет-рекламой. В таких компаниях различные сопроводительные бизнес-функции (бухгалтерия, кадровый учет и проч.) выносятся на аутсорс. Мера, по сути, снижает порог доступа к льготам и официально вводит понятие малого бизнеса в ИТ.

Конечно, нужно смотреть не на размер компании, а оценивать то, что делает ее коллектив. Ждем, когда дело дойдет до самозанятых ИТ-специалистов, которые также способны успешно «пилить» узкие нишевые решения для клиентов в одиночку.

Инициатива 2. Не зацикливаемся на продажах — и смотрим на подписки

Следующая поправка касается снижения объема выручки с продажи ПО: вместо текущих 90% предлагается ввести порог в 70%. И это еще одно очень адекватное и своевременное предложение. Любой разработчик софта может получать выручку от чего-то еще помимо собственно разработки. Например, такие компании традиционно оказывают услуги технической поддержки своих продуктов.

Понятно, что ни одна небольшая компания не может все время продавать ПО, рынок ограничен. А вот дорабатывать продукты, развивать их, сопровождать проекты по внедрению и масштабированию — это неотъемлемая часть любого бизнеса в сфере разработки. Услуги по внедрению, поддержке и развитию софтверных продуктов не могут составлять 10% в выручке ИТ-компании. И хорошо, что у нас начали это понимать.

Предлагаемые 70%, на мой взгляд, вполне адекватная для разработчиков ПО цифра, которая позволит сохранить привычную структуру рабочих нагрузок и спокойно оказывать сопутствующие услуги. Может возникнуть вопрос: а не высоковат ли для отдельных компаний уровень и в 70%? Для некоторых — да, он высок, но есть и другая сторона проблемы. Если мы уменьшаем этот процент, то под льготы могут попадать компании, которые разработкой ПО и не занимаются.

Грубо говоря, накачать выручку продажей софта искусственно до уровня в 70% довольно сложно. А вот под потолок в 30-40% по документам это сможет сделать абсолютно любая компания.

Какой-нибудь нехитрый софт можно включать в пакетное предложение с любым классическим продуктом, внести это ПО в реестр и списывать на него 40% выручки, пользуясь льготами как ИТ-компания. Но это неправильно — поэтому действовать нужно осторожно, мошенников никто не отменял.

А вот учет в профильной выручке средств от продажи рекламы на интернет-платформах, а также различных подписок на софт — хорошее предложение. Это одна из наиболее актуальных для ИТ-моделей монетизации, ее также безусловно необходимо учитывать.

Инициатива 3. ПАК и ИБ: наконец-то!

Однако лучшая из инициатив — включить в профиль аккредитованных ИТ-компаний разработчиков и продавцов российских программно-аппаратных комплексов, а также компании, работающие в сфере ИБ.

Мы лично за это боролись несколько лет. Производство «железа» — такое же ИТ, как и разработка софта. Раньше приходилось дробить бизнес на несколько юрлиц, чтобы статус и сопутствующая поддержка не проходили мимо. Статус как правило получало подразделение разработки софта в структуре производителей так необходимого сегодня собственного «железа». Без хотя бы базового софта аппаратную часть очень сложно продавать.

Также ИБ — область ИТ-отрасли, плотно завязанная на аппаратном обеспечении, поэтому облегчение доступа к статусу и полагающимся преимуществами — еще одна прекрасная мера по стимулированию разработки российского оборудования. Следующим этапом нужно обязательно вводить льготы на все возможные разработки мелких радиоэлектронных компонентов. Сегодня это самый слаборазвитый сегмент производства в ИТ в стране.

Инициатива 4. Возьми кредит! И не забудь отдать

Далее: предусматривается льготное кредитование проектов по цифровой трансформации на основе российских разработок, когда аккредитованные компании смогут получать кредиты по ставке 3%.

Условия получения этих денег — сохранить не менее 85% среднесписочной численности штата по состоянию к 1 марта 2022 года, а также ежегодно индексировать зарплату на уровне инфляции и не выплачивать дивиденды на время действия кредитного договора.

Абсолютно справедливые критерии доступа бизнеса к такому ценному в современных условиях ресурсу как льготные госденьги.

Во-первых, меры предотвращают вывод средств по мошенническим схемам и рыночные манипуляции. Труднее устраивать распыление средств между множеством субподрядчиков или проворачивать сценарии в духе «мы всех уволили, потому что спад, а деньги кончились». То же самое касается схем вывода через выплату дивидендов. Пока ты не отдал деньги государству — никаких выплат акционерам.

Что здесь можно было бы добавить, так это расширенные механизмы возврата кредитов. К примеру, был взят кредит под целевой проект по созданию чипа. И вот продукт готов, но средства на его создание компания возвратить прямо сейчас не может: например, из-за конкурентной ситуации на рынке или новых требований регулятора. Изделие готово, а продать его компания не способна или продает не так быстро, как хотелось бы.

Что происходит в этом случае? Если возвращаться в мир, который был год назад, то такую компанию банкротили. Сегодня это нецелесообразно, да и просто может отпугнуть от схем кредитования.

Вариантов два. Либо государство входит в капитал такой компании, получает в ней долю. Опять же, для этого нужно выработать критерии оценки активов, потому что текущие параметры Росимущества совершенно неприменимы для ИТ-компаний. Они не учитывают интеллектуальную собственность и не могут адекватно ее оценивать.

Второй путь — изъятие маржи на установленный период. То есть изымается любая выручка в объеме, который не разрушит компанию, создавшую полезный продукт на государственные деньги. Любой подобный механизм обязательно нужно предусмотреть. Потому после запуска программы кредитования через какое-то время последует определенный процент проблемных проектов и такие ситуации нужно встречать в состоянии полной готовности.

Источник: Вячеслав Володкович, гендиректор компании «Аэродиск»