21 июня 2022 г.

Валентин Макаров. Фото: Фонд Росконгресс

Теоретически идея с активизацией «экспорта технологий», рассмотренная в ходе мероприятия «ИТ-лидерство — Альянс России и развивающегося мира», проведенном Ассоциацией «Руссофт» на ПМЭФ-2022, выглядит вполне логичной. Для российских компаний на обозримую перспективу проблематично работать на рынках развитых «недружественных стран» — США/Канады, ЕС, Японии, Австралии и Южной Кореи. Несмотря на определенные сложности, существовавшие и до 24.02, на развитые рынки активно пытались выходить российские вендоры, работать там можно и сейчас, но инвестиции в эти рынки рискованные. Логичнее обратить особое внимание на другие регионы, которые на глобусе представлены в достаточном количестве.

Предсказуемое развитие и удивительные реалии

«У нас четыре приоритетных направлений сотрудничества: Юго-Восточная Азия, Ближний Восток, Латинская Америка, Африка», — сказал Максут Шадаев, глава Минцифры, выступая на мероприятии. Такое развитие событий было достаточно предсказуемо. Однако на этих рынках есть особенности, которые делают регионы сложными для работы российских вендоров.

Во-первых, новые страны в рамках экспансии будут, может, и большими по населению, но с небольшими экономиками. В результате целевые ИТ-рынки оказываются очень скромными по объему.

Во-вторых, национальные ИТ-рельефы в большинстве случаев недостаточно развитые, то есть российские решения корпоративного уровня попросту некуда встраивать ни местным коммерческим компаниям, ни государственным структурам.

«Для полной реализации экспортного потенциала важны не только качественные технологии, но и глубокая экспертиза, опыт имплементации в защищенную инфраструктуру, опыт в создании сложных AI-решений и платформ», — говорит Дмитрий Дырмовский, генеральный директор группы компаний ЦРТ. Но далеко не везде такая инфраструктура существует.

Наконец, в-третьих, со свободными деньгами «на той стороне» тоже проблемы. Для приобретения мощных решений — даже тех, которые могут бы эффективно применены — потенциальным заказчикам нужны инвестиции: целевые льготные кредиты и гранты местным госсзаказчикам. Разумеется, с ресурсами для широкого применения таких инструментов проблемы как у российских вендоров, так и у госструктур.

Сложности настолько велики, а возможные доходы настолько незначительны, что такое сочетание легко объясняет свободу этих рынков от присутствия глобальных вендоров, а также компаний из Китая и Индии, которые также заинтересованы в активной экспансии. Однако, если китайские или индийские компании могут довольствоваться огромными внутренними рынками, то у российских выбора нет — придется работать над экспансией.

Намечаемая экспансия, как отметили выступавшие на мероприятии «Руссофт», это вопрос не только поддержки ряда локальных высокотехнологичных компаний, смотреть на ситуацию нужно гораздо шире.

«Экспортируя платформенные решения в развивающиеся страны, мы создадим им критическую инфраструктуру на базе российских ИТ технологий, свяжем наши страны сотрудничеством на долгие годы», — отметил Валентин Макаров, президент Ассоциации «Руссофт».

Высокий спрос на рассматриваемых рынках присутствует в секторе B2G, при работе в котором особенно актуальна поддержка российских вендоров на уровне послов, отметил г-н Дырмовский, но этого будет недостаточно.

«Без господдержки маркетинговой деятельности на иностранных рынках российские разработчики ИТ-решений могут не дойти до первых продаж», — говорит Игорь Кириченко, исполнительный директор и член совета директоров компании Naumen.

При аккуратном использовании определенных бизнес-схем для российских компаний возможно ведение бизнеса и в странах, которые считают недружественными. «Сегодня мы наблюдаем переход ИТ-рынка на новую модель аутсорсинга — Friendly Nearshoring — которая предполагает перенос бизнес-процессов в дружественные страны, расположенные в географической близости от заказчика и не затронутые мировыми санкциями, — говорит Руслан Вагизов, директор международной группы компаний ICL Services. — Сам по себе тренд не нов, но становится ключевым». В качестве примера г-н Вагизов рассказал про открытие офиса компании в Сербии, что позволило работать на европейский рынок после 2014 года.

Готовы ли российские вендоры к экспансии

В общем случае ответ будет отрицательным. Конечно, отдельные прецеденты успешных действий российских вендоров на рынках дальнего зарубежья присутствуют. Напомним про активное продвижение продуктов компании «МойОфис» в Африке, про успехи First Line Software, специализирующейся на заказной разработке, в экспортном сегменте (в частности, на рынке Австралии), и т. д. Прецеденты выразительные, но не создают системы.

В большинстве российские вендоры программных продуктов не знают, как выходить на зарубежные рынки в новых регионах. В организации экспорта не хватает государственного «старшего брата», с которым можно проконсультироваться, отметил Илья Сивцев, генеральный директор госкомпании Astra Linux. В таком качестве могут выступать посольства Российской федерации или торгпредства. В ходе дискуссии предложили ввести новую должность, с чем согласился г-н Шадаев: «Нужно использовать систему торгпредств, чтобы появился „цифровой атташе“».

Дипломатические стратегии...

«Цифровые атташе» нужны, однако, как отметил Лев Матвеев, председатель совета директоров компании SearchInform, сейчас нет понимания, что они должны делать. Выступающие выразили мнение, что соответствующие персоны должны иметь опыт корпоративных продаж, знать локальные рынки и находиться в высоком ранге, например, заместителя посла. Также была высказана идея, что персоналии «цифровых атташе» лучше согласовывать с представителями российского ИТ-рынка, которые намереваются выйти на рынок данной страны. Однако институт «цифровых атташе» — только часть дипломатических инструментов, которые нужны для решения стоящих перед рынком задач.

В глобальном плане нужно активизировать «технологическую дипломатию», направленную на продвижение российских продуктов, компаний и экспертиз, как отметил профессор Андрей Безруков, президент Ассоциации экспорта технологического суверенитета. В идеально варианте результатом должно стать глобальное технологическое «Движение неприсоединения», в ходе которого объединяются региональные игроки и совместными усилиями создают продукты, которые широко востребованы в мире.

...и технические детали

Создание глобального технологического «Движение неприсоединения» — дело будущего, однако ряд действий нужно реализовать уже сейчас. Прежде всего — создавать на местах «точки притяжения», как отметил г-н Безруков, например, в продвижении российского программного обеспечения действуя совместно с «Росатомом». Выступающие отметили необходимость региональных хабов другого формата — технологических. На необходимости создания российских «технологических хабов» в дружественных странах настаивает н г-н Матеев.

Например, рынок инфобезопасности в ходе известных событий претерпел многочисленные изменения, в частности, РФ исключили из ряда технических организаций, в задачи которых входил информационный обмен между региональными ИБ-компаниями. Ответом может стать новый хаб для обмена ИБ-компетенциями, например, работающий на ШОС или на БРИКС, отметил Валерий Тумин, консультант департамента информационной безопасности Центрального банка РФ. Своевременное создание и активное развитие такой структуры и налаживание информационного обмена упрочит лидирующие позиции РФ в области «инфобеза».

Возможно, возникший «геополитический разлом» расколет движение Open Source, отметил Кирилл Меньшов, старший вице-президент по информационным технологиям в «Ростелеком», поэтому надо работать над своим сегментом «открытого кода», активно привлекая в него региональные компании и энтузиастов из стран «Движения неприсоединения». «Можно выстоять только в партнерстве», — отметил г-н Вагизов.

Вместо заключения

Удобным «мостом» между российскими вендорами и корпоративными клиентами на новых рынках могли бы стать крупные российские интеграторы, которые давно и активно работают в рассматриваемых регионах мира. Но этот механизм не работает в должной степени, как отметил г-н Кириченко. Такую форму «внутрииндустриального» сотрудничества российские компании могут развивать и без помощи государства, но в ряде ключевых моментов без участия госструктур обойтись будет проблематично.

Направлений для госучастия в деле продвижения российских компаний на мировой рынок было намечено много в ходе мероприятия Ассоциации. «Ухожу отсюда с большим чек-листом, что необходимо сделать», — сказал в заключение г-н Шадаев, пообещав сделать возможное для того, чтобы ускорить процессы.

Источник: Александр Маляревский, внештатный обозреватель IT Channel News