6 июля 2022 г.

Изменения форматов, определенные динамикой в трудовых отношениях, в очередной раз драйверят рынок ИТ-решений, причем в областях за пределами импортозамещения, что особенно интересно. Работы для интеграторов будет достаточно много.

Мнения работников, подход работодателей

Одна из тем, перешедшая в разряд «вечных» — удаленная работа, «легализованная» еще во время пандемии, но которую продолжают переосмысливать как работники, так и работодатели. Она все еще продолжает генерировать новые задачи для ИТ. Сейчас переход на удаленную работу в большинстве случаев является сознательным выбором работника, а не требованием ситуации или инициативой начальства.

Работники научились ценить преимущества «удаленки»: в 2021 удобство работы из дома отмечали 64% респондентов, в 2022 — 82%, по данным ВЦИОМ. Процент считающих, что у удаленной работы больше плюсов, чем минусов, вырос в 2,5 раза: стал 65% против 25% в пандемийные времена. В результате 65% «удаленщиков» сейчас сообщили, что такой формат был их инициативой, и только 25% объяснили это решением руководства.

Сейчас «удаленка» сохранилась всего в 11% компаний, по данным опроса SuperJob, причем если в столицах — Москве и Санкт-Петербурге — доля таких компаний в пределах 13-15%, в регионах все более скучно: подобный формат остался лишь в 7% фирм. Напомним, что во время антикоронавирусных ограничительных мер удаленную работу практиковали в 40-60% компаний! Руководству разных уровней спокойней, когда работники трудятся «в присутственном месте», находясь под присмотром. Видимо, менеджмент считает, что так проще управлять персоналом, что верно лишь отчасти.

Общее количество предложений удаленной работе в стране с марта по июнь выросло на 22%, сообщили «Известия» со ссылкой на исследования HeadHunter. Чаще всего ищут в таком формате ИТ-специалистов и менеджеров по продажам.

Сейчас появляются новые подмножества удаленных сотрудников. Например, около половины «айтишников», уехавших из страны после начала спецоперации, продолжают работу на российские компании, как отметил Максут Шадаев, министр цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской федерации, в интервью РБК. Новое подмножество относительно небольшое, но в силу квалификации — важное.

Что сейчас нужно от ИТ?

Сейчас от ИТ требуется обеспечить развитие направлений двух-трехлетней давности, которые уже вполне оформлены в виде трендов. Стратегически это «цифровая трансформация». На тактическом уровне — поддержка работоспособности ИТ-инфраструктуры, в том числе, на фоне массовой миграции работников обратно в офисы, что сейчас означает, в первую очередь, развитие виртуализации.

Массовый переход работников на «удаленку» 2 года назад вызвал «первый бум» виртуализации. Тогда широкое внедрение виртуальных «рабочих столов» позволило обеспечить удаленным пользователям, работающим с различных устройств, достаточно защищенный и стабильный доступ к корпоративным ресурсам. Напомним, что виртуальные решения были довольно просты для администрирования, а поэтому дешевы в обслуживании. Наработки, сделанные во времена «первого бума», сохраняют актуальность: виртуальные «рабочие столы» одинаково просто доступны как с удаленных ПК пользователей, так и с офисных компьютеров, что делает решения унифицированными.

Сейчас задачи виртуализации получили «второе дыхание», но уже по другой причине. Требования к вычислительным мощностям растут, а удовлетворить их покупкой новых более производительных решений проблематично. При виртуализации пользовательские ПК становятся «тонкими клиентами», что снижает требования к вычислительной мощности. Выраженным драйвером для «второго бума» в виртуализации является ситуация с серверами. Виртуализация позволяет практически на порядок — с 8-10% до 80% — повысить «коэффициент утилизации» серверных решений, как отмечает Дмитрий Оснач, директор по маркетингу НТЦ ИТ РОСА. Это позволяет на том же серверном оборудованием решать больше задач, что сейчас и нужно.

Есть ли новые задачи, для которых требуются новые ИТ-решения? Есть! Конечно, «новыми» они являются условно, но вот инструменты для них в современном мире нужны обновленные.

Командировки вернутся в тренд?

Постановление об отмене коронавирусных ограничений подписала Анна Попова, главный санитарный врач России. Это означает, в частности, возвращение командировок в повседневную бизнес-практику. «Деловые поездки обычно не являются ключевым направлением в крупных организациях, но командировки все же обеспечивают рост бизнеса, а правильная их организация — это снижение операционных расходов в себестоимости продукции», — подчеркивает Анатолий Курюмов, генеральный директор компании «Ракета», которая работает в области цифровых решений для индустрии бизнес-тревел.

На соответствующие перспективы отреагировали профильные сервисы. В соответствующем сегменте началась динамика. Например, сервис организации командировок Smartway приобрел систему бронирования отелей A&A Business Travel Services Holding за 3 млн долл., как сообщает Forbes. Легко предположить, что взаимодействие A&A со Smartway станет более плотным, что упростит процессы организации командировок, бизнес-туризма и пр. Тревел-сервисы со специализацией на работе с корпоративными пользователями достаточно популярны. Конкурентами Smartway являются OneTwoTrip for Business, Аэротур Business, RateHawk и др.

Важно, что для организации командировок используют как внешние ресурсы, так системы и внутри организации. Примером может служить «Ракета», которую вендор позиционирует как «цифровую платформу по организации командировок и управлению расходами». По заявлению компании, применение ее решений позволяет упростить и упорядочить все, связанное с оформлением командировок — от бизнес-процессов до документооборота — что в итоге может сократить до 30% бюджета на организацию бизнес-поездок.

Разумеется, нужно сопряжение систем планирования командировок с другими подсистемами предприятия: бухгалтерией, docflow, BPMS и т. д. Тут широкий фронт работ для интеграторов.

Вместо заключения

Сложные времена в экономике — импортозамещение в разных отраслях, необходимость налаживания новых бизнес-связей, вынужденная перестройка логистики, проблемы с финансами и перемещение сотрудников то на «удаленку», то обратно в офисы и т. д. — требуют активного внедрения цифровых инструментов. Это в итоге приводят к экономии по разным каналам: как благодаря оптимизации и реорганизации процессов, так и в результате «учета & контроля». Это заметно даже в тех областях, которые не затронуты санкциями, например, как мы только что увидели, в области трудовых отношений.

Источник: Александр Маляревский, внештатный обозреватель IT Channel News