8 августа 2022 г.

Евгений Мосин

Основная техническая сложность, с которой столкнулись компании при переходе с зарубежных облачных сервисов на отечественные, связана с возможным несоответствием текущей ИТ-инфраструктуры c той архитектурой сервисов, которая используется в решении облачного провайдера.

Центральным элементом структуры облачной платформы является гипервизор — своеобразный аналог операционной системы. Он обеспечивает управление виртуальными машинами, которые представляют собой отдельные рабочие пространства, и распределяет ресурсы серверных мощностей между ними. Типы гипервизоров в облачных решениях могут различаться, поэтому при переходе на российские сервисы надо обратить внимание на ряд параметров решения и распланировать подготовку к переходу.

Пошаговая инструкция

Начать следует с оценки надёжности облачного провайдера и перспектив долгосрочного сотрудничества. Необходимо проанализировать портфолио ИТ-сервисов компании и оценить их отказоустойчивость, понять уровень кастомизации провайдера и рассмотреть кейсы с настройкой решений под потребности других клиентов, а также установить контакт с представителями сервисного отдела компании, чтобы сразу представлять, на какой уровень поддержки можно рассчитывать.

Следующий шаг — аудит текущей конфигурации облачной инфраструктуры. Инвентаризации подлежат имеющиеся ИТ-сервисы и ПО в зарубежном облаке. Также надо определить ключевые параметры желаемого решения в виде ТЗ для провайдера: необходимый объём оперативной памяти и вычислительных мощностей, уровень производительности дисковой системы и число виртуальных процессоров. Если предстоит переход на облачное решение с другим типом гипервизора, то важно заранее проверить, что требуется для нормальной работы используемых ИТ-систем в новых условиях. Совместно с провайдером создаётся дорожная карта, определяющая порядок переноса всех ИТ-сервисов и других рабочих инструментов на новую облачную платформу.

Часто компании опасаются, что в ходе перехода на новую облачную платформу приостановятся жизненно важные бизнес-процессы. Однако кейсы по переходу даже крупных российских компаний свидетельствуют, что фактическое время простоя ИТ-сервисов составляет всего 10-15 минут. Чтобы компания сохранила непрерывность операционной деятельности, переход проводится в период наименьшей нагрузки на систему, например, ночью.

В последние месяцы функциональность российских облачных сервисов растёт. На рынок выходят решения, формирующие мультиоблачные и гибридные среды, в рамках которых компании могут объединить все ИТ-системы под единым центром управления и координировать удалённое взаимодействие сотрудников. Массовый интерес к таким решениям вызвал бурный рост рынка, который оценивается в 30-35% в 2022 году, и вслед за этим отмечается подъём цен.

Рост цен обусловлен несколькими факторами. Во-первых, в условиях санкций иностранные ИТ-гиганты подняли цены на свои продукты, необходимые для функционирования облачных решений, и это приходится учитывать в их стоимости. Во-вторых, зависимость российской микроэлектронной отрасли от иностранных компонентов, импорт которых сейчас затруднён, приводит к проблемам с обеспечением серверным и коммутационным оборудованием, которое необходимо для функционирования облачных сервисов. Политика импортозамещения требует продвигать российскую продукцию, но объёмы ее производства нестабильны — и это тоже влияет на стоимость облачных решений.

Наконец, в пиковый период массового перехода на российские облачные сервисы (март 2022 года) создалась угроза дефицита мощностей в отечественных дата-центрах, которые используются как облачные хранилища. Однако ситуация в этом плане начинает выправляться: российские операторы дата-центров активно вводят в эксплуатацию новые ЦОДы, чтобы удовлетворить потребность в дополнительных мощностях дата-центров, которая в перспективе до 2025 года, по оценкам Минцифры, составляет несколько десятков тысяч стойко-мест.

Резюме

Подводя итог, констатируем, что тенденция к переходу российских компаний на отечественные облачные решения во втором полугодии 2022 года будет только укрепляться. Клиенты уже успели, с одной стороны, оценить степень риска в случае прекращения действия иностранных облачных решений, а с другой — успешные кейсы по переходу крупных компаний повышают доверие к российским сервисам. В свою очередь, облачные провайдеры в ходе удовлетворения ажиотажного спроса обогатили свой опыт и заметили уязвимые места в текущих решениях, поэтому будут продолжать совершенствовать уровень своих сервисов.

Источник: Евгений Мосин, технический директор компании САТЕЛ