Аналитический центр холдинга GS Group представляет отчет об импорте мобильных телефонов в Россию по итогам первой половины 2022 года.

  • За 6 месяцев 2022 года импорт мобильных телефонов в Россию составил 15 млн штук (спад на 26 %). Больше половины этого объема привезли в январе и феврале 2022 года (8,6 млн штук). Доля смартфонов составила 66 %, что соответствует уровню 2018 года. По сравнению с 2021 годом поставки смартфонов упали на 38 % (6 мес. 2022 г. к 6 мес. 2021 г.) — с 16 до 9,9 млн штук. Объем кнопочных мобильных телефонов, наоборот, вырос на 21 % — до 5,1 млн штук. Однако это вовсе не означает, что происходит обратная замена смартфонов кнопочными мобильниками. Поставки смартфонов серьезно просели из-за внезапного бегства Samsung и Apple, доля которых на российском рынке весной 2021 года составляла 43 %. Заменить их пока не успели. Четыре месяца бездействия не пройдут без следа, поэтому в базовом сценарии по итогам 2022 года поставки смартфонов снизятся на 35 %, а их доля достигнет 75 % (уровень 2020 года). Импорт кнопочных мобильных телефонов вырос в 2022 году за счет поставок в январе и феврале 2022 года (2,8 млн штук). Импортеры заказали эти объемы еще в конце 2021 года, опасаясь сбоев в производстве на заводах в Китае или в морской логистике из-за пандемии. Далее поставки нормализовались: 0,5–0,7 млн штук в месяц.
  • Параллельный импорт медленно растет и в июне 2022 года составил 10,5 % от всех ввезенных в Россию смартфонов (или 18,1 % в денежном выражении). Но если за базу сравнения брать обычный объем рынка, например в июне 2021 года, то доля альтернативных поставок составит всего 4,8 % от необходимого объема (7,8 % в денежном выражении).
  • Из-за ухода нескольких лидеров и общей неопределенности рынок смартфонов временно сжимается, нижний и верхний сегменты сильнее, чем средний, в результате меняется ценовая структура. Поставки в нижнем сегменте (смартфоны до 10 тыс. рублей) упали на 56 % — до 2,7 млн штук. Средний сегмент (смартфоны от 10 до 30 тыс. руб.) пострадал меньше: поставки сократились на 24 % — до 5,5 млн штук. Наконец, импорт смартфонов в верхнем сегменте (смартфоны от 30 тыс. руб.) снизился на 38 % — до 1,6 млн штук. В результате доля нижнего сегмента упала с 38 % до 27 %, средний сегмент теперь занимает 56 % (было 46 %), а доля верхнего не изменилась — 17 %. Нижний сегмент просел из-за бегства Samsung, а также из-за изменения ценовой политики Xiaomi и Realme. Поставки в среднем сегменте снизились из-за сокращения импорта Samsung в два раза и частично из-за снижения на треть поставок Xiaomi. Однако поставки Realme и параллельный импорт Samsung поддержали средний ценовой сегмент. Объем верхнего сегмента сократился из-за ухода Apple.
  • Суммарно за 6 месяцев 2022 года поставки четырех лидеров (Xiaomi, Samsung, Realme и Apple) составили 7,5 млн штук (76 % рынка смартфонов), что означает падение на 43 %. Поставки Huawei и Honor добавили еще 4 %. На прочие бренды смартфонов приходится 19 % поставок: 13 % в нижнем сегменте и 6 % в среднем и верхнем сегментах.
  • За 6 месяцев 2022 года Xiaomi импортировала 3,4 млн штук смартфонов (снижение на 36 %, 6 мес. 2022 г. к 6 мес. 2021 г.), ее доля рынка выросла до 35 %. Снижение поставок Xiaomi на российский рынок никак не связано с ситуацией вокруг России, а объясняется обновлением модельного ряда и другими особенностями производства смартфонов в Китае в 2022 году, что подтверждает статистика мировых поставок Xiaomi. Доля России в общемировых поставках компании снизилась незначительно — с 6 % до 4,5 %, то есть Россия по-прежнему является для Xiaomi одним из крупнейших национальных рынков после Китая и Индии. По итогам 2022 года Xiaomi останется лидером в России, а ее доля рынка может вырасти до 40 %. Парк Xiaomi в России к середине 2022 года достиг 27 млн штук.
  • Импорт Samsung за 6 месяцев 2022 года в Россию составил 1,9 млн штук смартфонов (почти весь этот объем приехал в 1 кв. 2022 года), что означает спад на 60 % (6 мес. 2022 г. к 6 мес. 2021 г.). Общий парк смартфонов Samsung на руках у российских граждан — около 48 млн штук (38 % смартфонов в России). Доля компании будет падать в России, по итогам 6 месяцев 2022 года она уже сократилась до 20 %.
  • Поставки Realme на российский рынок выросли на треть — до 1,2 млн штук. Доля Realme поднялась до 12 %. По итогам 2022 года бренд может занять второе место с результатом более 3 млн штук и долей более 15 %, а парк смартфонов Realme в России превысит 6,5 млн штук. Доля России в общемировых поставках Realme уже превышает 6 %, что делает наш рынок одним из самых важных для компании после Индии и Китая, особенно после демарша Samsung.
  • Импорт Apple за 6 месяцев 2022 года составляет 1 млн штук — все за счет двух первых месяцев. В связи со снижением поставок в два раза доля компании сократилась до 10 %. Из-за бездумной политики блокировки в России своих сервисов, особенно платежных, Apple стратегически проиграет в поставках железа и в доходах от сервисов. Как и в случае с Samsung, параллельный импорт не спасет бренд, а только увеличит цену устройств и риски обслуживания.
  • Помимо четверки лидеров, самые крупные поставки по итогам шести месяцев были у Tecno, ZTE, Honor, Itel, Infinix и Vivo. Суммарно на эти шесть брендов приходится 17 % импорта смартфонов. Остальные игроки обеспечили 6 % поставок. Наиболее крупные поставки были у Tecno — 0,5 млн штук за 6 месяцев 2022 года. Tecno быстро займет место Samsung в бюджетном сегменте, однако поставки будут и в среднем сегменте, где присутствие бренда необходимо, чтобы показать покупателям и дилерам свою технологичность. По итогам 2022 года Tecno, скорее всего, обойдет по поставкам Apple и займет в России четвертое место с долей рынка 8–9 %.
  • По итогам 6 месяцев 2022 года доля брендов Китая на российском рынке смартфонов подскочила до 67 %, полностью компенсировав падение в 2021 году из-за ухода Huawei. На смену уходящим игрокам идут другие китайские компании, поэтому 67 % — это еще не предел. Так, во втором квартале доля брендов Китая выросла до 94 %. По итогам года в базовом сценарии доля китайских брендов смартфонов превысит 80 %. На рынке кнопочных мобильных телефонов доля брендов России составляет 75 %, а доля китайских компаний упала до 5 %.
  • Оборот российского рынка смартфонов по итогам шести месяцев 2022 года составил 220 млрд руб. (рыночные цены с учетом всех комиссий и НДС), с учетом кнопочных мобильников — 225 млрд руб. Таким образом, оборот рынка упал на треть. Apple пока остается лидером по обороту с долей 34 %, на второе место вышел Xiaomi — 26 %, Samsung занимает 16 %, Realme — 9 %.

«Спрос на смартфоны упал из-за дезориентированности покупателей, но к концу осени можно ожидать подъем, — комментирует руководитель аналитического центра GS Group Александр Сурков. — Очевидно, что, несмотря на рост объемов параллельного импорта, для рынка смартфонов он не станет панацеей, как минимум для Samsung и Apple. Поэтому нас ожидает появление новых брендов, в основном из Китая. Тем не менее, у российских компаний, в частности у ретейлеров, есть хорошие шансы развивать собственные бренды смартфонов, в том числе для среднего ценового сегмента, с последующим переносом производства в Россию».

Источник: Пресс-служба компании GS Group

Версия для печати (без изображений)   Все новости