2 сентября 2022 г.

Александр Нуркаев

Изменения в конъюнктуре российского рынка неизбежно касаются сферы информационных технологий: в ИТ-проектах возросли риски и неопределенность, снизились доступность ресурсов и используемых инструментов, кратно возросла ответственность за принятие решений. С другой стороны, открылось окно возможностей для новых проектов и адаптации уже существующих цифровых продуктов. Александр Нуркаев, основатель компании Qlab, рассказывает, как ИТ-консалтинг помогает бизнесу эффективнее достигать цели в сложившихся условиях.

Трансформация рынка

Спрос на консультационные услуги заметно возрос из-за сложившейся в экономике ситуации. Многочисленные факторы неопределенности закономерно приводят к тому, что цена ошибки при выборе и приоритизации необходимого функционала может достичь критических значений.

Ужесточились требования к информационной безопасности. Чтобы защититься от утечки данных в результате распространения новых вирусов, требуется скрупулезный подход к распределению ролей и выдаче прав доступа. Архитектуру системы необходимо планировать таким образом, чтобы оперативно восстанавливать работу сервиса или отдельных его модулей после хакерских атак.

Появились дополнительные правовые ограничения на использование ПО без разрешения вендора и свободного ПО для коммерческих проектов. Также в силу вступили требования государственных регуляторов использовать при разработке только то программное обеспечение, которое находится в реестре поставщиков отечественного ПО от Минцифры.

Опытные IT-консультанты знают, как эффективно использовать ресурсы в условиях трансформирующегося рынка и соблюдать все возможные требования регуляторов.

Для каждой задачи свой набор навыков и компетенций

ИТ-консалтинг — это инструмент, с помощью которого бизнес может ускорить реализацию своих конечных целей и нивелировать риски на пути к их достижению. ИТ-консультант — он же аналитик — это важнейшее звено между представителями бизнеса и исполнителями. Аналитика требуется на разных этапах: до запуска проекта (предпроектный этап), в процессе его разработки, когда консультант доносит цели бизнеса до разработчиков в виде понятных и реализуемых задач, а также на этапе сопровождения и масштабирования проекта.

Всего есть три большие группы аналитики: бизнес-аналитика, UX-аналитика и системная аналитика. ИТм-проекты могут различаться друг от друга по набору потребностей бизнеса и комбинации решений, однако в каждом успешном проекте применяются все три типа аналитики, притом один специалист может совмещать несколько ролей.

  • Бизнес-аналитика — это погружение в предметную область бизнеса. Цель работы бизнес-аналитика — формализация бизнес-требований, ограничений и ролей в целевой системе и передача их разработчикам в понятном виде. Задача «Сделать в системе страницу с определенным набором функций, которая должна загружаться не более чем за две секунды и быть доступной только определенным ролям в компании» — это результат работы бизнес-аналитика.
  • UX-аналитика — это погружение в мир пользователя продукта. Цель работы UX-аналитика — понять, как сделать взаимодействие пользователя с продуктом максимально удобным и интуитивно понятным. Для этого он моделирует поведение пользователей во время взаимодействия с интерфейсом, анализирует решения конкурентов и на основе этих данных составляет требования к интерфейсу, ставит задачи дизайнерам. Задача «Разместить кнопку перехода к авторизации вверху страницы» или «добавить кнопку перехода к оплате в один клик» — это результат работы UX-аналитика.
  • Системная аналитика — это погружение в техническую область проекта. Цель работы системного аналитика — формализация и декомпозиция задач для разработчиков, создание инструкции, как должна работать та или иная функция и какие технологии следует применить. Задача «Добавить в слой бизнес-логики страницу с функционалом проверки прав доступа через базу данных в PostgreSQL» — это результат работы системного аналитика.

Если коротко, бизнес-аналитик определяет, «что» делать, системный аналитик — «как» реализовать все технически, а UX-аналитик в свою очередь просчитывает пользовательские сценарии.

Определение приоритетных задач

Бывают ситуации, когда представителям бизнеса сложно поставить задачу аналитикам. У бизнеса есть ресурсы на решение задач, но нет возможности выбрать, что делать в первую очередь. Например, не получается оценить сроки разработки или на проекте нет критериев, позволяющих считать задачу выполненной. В таких случаях проводится аудит проекта: системный аналитик и бизнес-аналитик общаются с заказчиком и всей его командой, находят причины проблем клиента и составляют список задач для их устранения.

Сейчас бизнес чаще всего обращается к консультантам для решения этих задач:

  • Приоритезация списка задач на проекте. Аналитиков просят провести аудит текущего состояния проекта: что можно использовать, а что лучше переделать. Предложить методологию оценки технической сложности реализации задач, составить список ограничений, ролей, функций и бизнес-объектов на проекте.

  • Соблюдение формальных критериев запуска и ведения проекта. Аналитиков просят написать формальное ТЗ по ГОСТ 34, ГОСТ 19, написать технико-экономическое обоснование (ТЭО) добавления функционала и аналитические справки по исследованиям.

  • Формирование концептуальной архитектуры. Аналитиков просят написать бизнес-требования, провести исследование рынка на предмет функциональных особенностей и сформировать концептуальную архитектуру проекта.

  • Определение набора требуемых для функционирования проекта технологий. Аналитиков просят написать техническое задание для разработчиков, провести декомпозицию бизнес-задач и сформировать бэклог, выделить аспекты проекта, на которые нужно обращать внимание. Сделать solution-архитектуру проекта — единый документ, позволяющий стейкхолдерам понять все технически важные элементы и процесс их изменений, а разработчикам — эффективно распределять задачи между собой.

  • Обеспечение удобной и предсказуемой работы разработчиков на проекте. Аналитиков просят определить критерии приемки работы, сформировать кейсы для тестирования нового функционала и оценки его работоспособности.

  • Формирование методологии ведения документации.

  • Снижение рисков и приведение всех процессов в порядок.

Определение приоритетных задач помогает снизить расходы для заказчика. Не для каждого проекта целесообразно начинать с детальной проработки дизайна: первичной задачей может быть создание минимально работающей версии (MVP) продукта с наименьшими расходами для проверки бизнес-гипотез. С этим помогут системный аналитик и бизнес-аналитик. Если продукт на стадии MVP подтверждает поставленные гипотезы, то можно подключить бизнес-аналитика и UX-аналитика для улучшения интерфейса.

Как выстроена работа ИТ-консультантов с бизнесом

Процесс аналитики отличается от проекта к проекту. Для небольшого стартапа, которому важно выпустить первую работающую версию продукта (MVP), и системного банка, которому важно обезопасить свою долю рынка, состав действий будет абсолютно разным. Несмотря на индивидуальный подход к каждому проекту, работа с клиентом систематизирована и ведется по плану:

  1. Выявление бизнес-задач и проблем через общение с заказчиком.

  2. Погружение в предметную область, описание процессов и бизнес-объектов заказчика.

  3. Формулирование требований и ограничений. Написание бизнес-требований.

  4. Написание и согласование ТЗ или бэклога.

  5. UX-аналитика и составление требований к макетам интерфейса.

  6. Разработка архитектуры проекта. Постановка задач разработчикам

  7. Проверка выполнения задачи, участие в тестировании и валидации.

  8. Проверка, что выполненная задача приносит пользу, участие в демонстрации продукта и верификации.

  9. Документирование и отслеживание изменений.

Как бизнесу понять, что пора обращаться к ИТ-консультантам: чек-лист

Чтобы понять, что на проекте требуется помощь аналитиков, необходимо проверить, справедливо ли хотя бы одно из перечисленных утверждений в вашем конкретном случае:

  • Нет чёткого понимания, какое действие делать дальше.

  • Между руководителями бизнеса и разработчиками есть недопонимание, потому что отсутствует слаженная одноуровневая команда, работающая в одном информационном поле и говорящая на одном языке.

  • Это крупный проект, и все его элементы трудно контролировать одному человеку.

  • На проекте большое количество стейкхолдеров, и есть сложность с описанием ролей.

  • У основателя бизнеса не хватает технических компетенций для руководства разработкой.

  • На проекте есть сложности с документацией.

  • У проекта или отдельных групп задач неопределённый статус.

  • На проекте нет единой архитектурной схемы, а ключевые технические составляющие проекта не поняты.

Запускать продукты в сфере ИТ стало сложнее, но в этом есть свои плюсы. Уменьшилось количество конкурентов, ушли технологичные западные компании и освободили ниши. Крупные российские компании сократили планируемую активность по развитию продуктов и также освободили ряд ниш. Те, кто остались, не могут легко заполучить большие деньги на реализацию своих проектов. К этому добавляется изменение поведения пользователей и снижение накопленной лояльности. В итоге получается, что в сфере ИТ объявлен рестарт и уравнение условий.

Сильная аналитическая команда — это то, что позволит бизнесу использовать сложившиеся условия в полной мере для своего развития. Компании, которые дадут рынку лучшие продукты, займут лидирующие позиции и смогут сохранить их в будущем.

Источник: Александр Нуркаев, основатель компании Qlab