Хотя индустриальный сегмент мирового ИТ-рынка, включая серверы и облака, ощущает себя даже в нынешние сложные времена в целом неплохо, потребительский демонстрирует далеко не самую воодушевляющую динамику. Понимая объективность проблем, с которыми сталкивается конечный пользователь высокотехнологичных продуктов, эксперты и предприниматели активно ищут новую нишу, которая сможет в уже обозримой перспективе стать зерном будущего роста. И, похоже, новым кандидатом на звание надежды ИТ-канала обещает стать подсегмент, пока ещё в принципе не существующий, — так называемые «наушники 3.0», или «подлинно умное носимое аудио» (true smart wearable audio, TSWA).

OPEX против CAPEX

Комментируя спад множества направлений потребительского ИТ-рынка в мировом масштабе, эксперты глобальных исследовательских агентств начиная с апреля (когда стали подводить итоги I кв.) дружно сетуют на разразившиеся в Восточной Европе — впервые после югославского кризиса — серьёзные боевые действия. Однако масштабное замедление темпов роста спроса на ПК, смартфоны, умные часы, наушники и прочие гаджеты объективно фиксировалось ещё во второй половине прошлого года.

В целом тенденция виделась вполне объективной: доступные пользователям мощности облачных серверов увеличиваются ударными темпами, активное распространение сетей 5G по всему миру обеспечивает широкополосные и с минимальными задержками каналы беспроводной связи — а значит, вместо сложных персональных устройств люди чаще будут выбирать более простые, используя их исключительно как терминалы для доступа к Интернет-контенту (и персональному, и развлекательному, и рабочему).

В полном соответствии с этим предположением находился активный рост подсегмента хромбуков, достигший пика в конце 2020-го. Да и характерный в то время для бизнеса курс на замену капитальных вложений операционными (отказ от постановки на баланс ИТ-оборудования в пользу его аренды или аутсорсинга исполняемых им функций) располагал к мысли, что и частные потребители меньше будут нуждаться в высокопроизводительных локальных устройствах. Продажа подписок вместо продажи «железа» и ПО стала считаться бесспорным трендом, в соответствии с которым начал разворачиваться рынок.

Ещё одним мощным драйвером концепции «всё-как-услуга» на потребительском уровне стала метавселенная, погрузившись в которую, пользователь в принципе (по крайней мере, теоретически) переставал нуждаться в каком бы то ни было аппаратно-программном обеспечении — кроме, разумеется, той самой наголовной видеогарнитуры, что обеспечивает такое погружение.

Компьютер для работы — вот он, пожалуйста; в виде виртуальных клавиатуры и экрана в виртуальном же офисе. Игры, развлечения — вообще без проблем: аватар потребителя сам может по желанию или принять участие в интерактивных забавах прямо там же, внутри метавселенной, или наблюдать за другими со стороны. Гарнитуру с 5G-модемом на голову, 3D-контроллеры в руки — и ничего больше для счастья не требуется!

Всё сложно

Правда, реальность, как это обычно и бывает, несколько смазала эти радужные ожидания. Хотя, с другой стороны, кому радужные, а кому и нет, — глобальный канал вряд ли обрадовало бы столь радикальное сокращение товарной номенклатуры для потребительского ИТ-рынка.

Метавселенная никак «не взлетает», — уже и небезызвестная Rand Corporation предупредила об избыточной уязвимости информационной обитателей замкнутого цифрового мира к дезинформации, и с медицинской точки зрения длительное пребывание в этом мире по меньшей мере сомнительно. Кстати, связанные с направлением метавселенной позиции первыми пошли под сокращение в занятых соответствующими разработками компаниях, едва этим летом начали проявлять себя первые недвусмысленные признаки глобального структурного кризиса экономики, — что само по себе серьёзный показатель приоритетности данного направления для бизнес-структур.

Ближе к концу прошлого года стало выясняться, что и с аппаратно-программным обеспечением метавселенной не всё гладко. Доступные сегодня виртуальные миры, претендующие на горделивые титулы метавселенных, чересчур картонны и плохо продуманы в плане организации там действительно полноценного многочасового пребывания, розничная цена на действительно удобные и функциональные гарнитуры начинаются от 2-3 тыс. долл. США (дороже мощного геймерского ПК в полной комплектации), а великая и ужасная Apple, известный сотрясатель основ и деконструктор парадигм, готова будет выйти на этот рынок со своими AR/VR-гарнитурами, похоже, не раньше 2026 г.

В то же время в сегменте других (за исключением очков и шлемов) носимых гаджетов наблюдается любопытная тенденция: потребитель постепенно переориентируется на более дорогие и функционально насыщенные продукты. Это может показаться странным в период глобальных экономических неурядиц, но основания для подобного поведения самые серьёзные: если уж тратить часть ограниченного бюджета на некий гаджет, лучше, чтобы пользы от него было по максимуму, — иначе какой вообще в подобной трате смысл?

Просто для иллюстрации: во II кв. текущего года мировые поставки простых умных часов (с полноценным цифровым циферблатом и рядом полезных возможностей, но не предусматривающих установки приложений пользователем) выросли на 46,6% год к году; умных в полном смысле часов (на которые можно ставить приложения) — на 9,3%, тогда как отгрузки простейших дешёвеньких фитнес-браслетов рухнули на 35,5% относительно того же периода 2021 г. Другой пример: мировой рынок беспроводных наушников в целом просел во II кв. 2022-го на 1,7% в годовом выражении, однако раздельные головные аудиогарнитуры — true wireless sound, TWS, устройства довольно дорогие по сравнению со «спортивными» моделями с соединительным проводком, — прибавили 8%, причём на них пришлась львиная доля всех поставок — 64%.

Третьими будут

И вот здесь-то аналитики SAR Insight & Consulting углядели потенциал для скорого перехода головных гарнитур в совершенно новое, если так можно выразиться, фазовое состояние — «наушников 3.0». К поколению 1.0 эксперты относят самые обычные наушники, проводные и беспроводные, ещё с аналоговых времён служащие единственной цели — доставить звуковой поток от электронного устройства непосредственно в слуховой канал пользователя.

С массовым внедрением протокола Bluetooth появились «наушники 2.0»: уже исключительно беспроводные, способные подсоединяться ко множеству совместимых источников звука и переключаться между ними по воле владельца, оснащённые настолько чувствительными микрофонами, что те пригодны сегодня даже для целей биометрии (уверенной аутентификации по голосу). Невзирая на стандартизацию протокола обмена данными, впрочем, функциональность наушников второго поколения существенно разнится от вендора к вендору, от модели к модели, и говорить об априорной взаимной их совместимости со всеми доступными устройствами и по всем функциональным параметрам сегодня не приходится.

А вот грядущие вскоре — буквально с 2023 г., по мнению SAR Insight & Consulting, — «наушники 3.0» уже должны будут представлять собой автономные умные устройства, готовые к широкому спектру коммуникаций с самыми разными гаджетами по различным беспроводным протоколам — не только Bluetooth, но и Wi-Fi, и даже по сотовой связи.

Автономность «наушников 3.0» будет проявляться в наличии внутри каждого из вкладышей, помимо собственно акустического динамика, аккумулятора увеличенной ёмкости и массива высокочувствительных микрофонов, ряда дополнительных датчиков и даже полноценной системы-на-чипе с довольно выдающимися вычислительными возможностями. Выдающимися настолько, что эксперты говорят о локальной реализации как минимум базовых функций искусственного интеллекта: «наушники 3.0» смогут распознавать речь владельца и откликаться на ключевые команды, не прибегая к помощи облачных сервисов.

Обширный потенциал функциональность «наушников 3.0» позволит им автоматически подстраиваться под то устройство, соединение с которым пожелает наладить (разумеется, не вручную, а отдав голосовую команду) их владелец. При этом функциональность получившейся беспроводной пары наушники+гаджет будет определяться совокупными возможностями обеих платформ: для «наушников 3.0» и для самих доступны будут собственные приложения.

Пока эксперты не готовы сформулировать, какие в точности запросы потребителей сможет закрыть новый подсегмент рынка беспроводных головных аудиогарнитур. То, что сразу приходит на ум, — компенсация дефектов слуха: скажем, если человек ограничен в восприятии определённых частот или, напротив, обладает повышенной чувствительностью к неким звукам, «наушники 3.0» соответствующим образом модифицируют для него ретранслируемую акустическую картину.

Кроме того, подлинно умное носимое аудио наконец-то поможет, хочется верить, сдвинуть с места до сих пор пробуксовывающее направление голосовых компьютерных интерфейсов. Ведь одно дело, когда операционной системе приходится на словах, сидя перед экраном, разъяснять на словах каждую команду, для исполнения которой проще и быстрее шевельнуть разок мышью.

И совсем другое — когда ту же команду нормальным человеческим языком («Открой текстовый файл, который я вчера закрыл последним, перейди в конец текста, записывай с новой строки...») можно отдать через TSWA, не сходя с велотренажёра или не отрываясь от автомобильного руля, например. При этом весь труд сопряжения аудиогарнитуры с тем или иным устройством — смартфоном, бортовым компьютером, персональным ноутбуком, виртуальной машиной в облаке — возьмут на себя сами же подлинно умные наушники.

Вполне вероятно, что такого рода гаджет действительно станет привлекательным для множества потребителей по функциональности, а отсутствие экрана и иных дорогостоящих компонентов сделают его довольно бюджетным при всей широте возможностей. Тем более, что вокруг TSWA за считанные годы обещает сложиться целая экосистема с высокой добавленной стоимостью — аксессуары, стороннее ПО, услуги, те же специализированные облачные сервисы, — что для канала всегда более чем привлекательно.

Источник: Максим Белоус, IT Channel News

Версия для печати (без изображений)   Все новости