2 ноября 2022 г.

В последний день октября стало известно, что российские пользователи управляемого из облака сетевого оборудования Meraki — компании, приобретённой в 2012 г. Cisco — внезапно обнаружили, что имеющиеся в их распоряжении агрегаты этой марки функционируют, мягко говоря, не совсем привычным образом. Ситуация, кстати, вполне объяснимая в свете продекларированного Cisco ещё в марте отношения к специальной военной операции.

Однако тонкость здесь именно в том, что управление устройствами Meraki производится через облако — и что поставщик такого рода услуг, если кто-то из заказчиков этого ещё до сих пор не осознал, сохраняет полный контроль над такого рода гаджетами. А это, в свою очередь, наносит нешуточный удар по репутации всей категории услуг «ИТ по подписке», так активно рекламировавшейся в России вплоть до 24-го февраля — и столь, как показывает практика, уязвимой к волюнтаристским решениям занимающих определённую геополитическую позицию облачных провайдеров.

Кто здесь власть

Эксперты «Хабра» сообщают, что в России прекратили работать реализованные здесь (а также приобретённые в других странах, ввезённые в РФ и идентифицированные как российские по данным геолокации) точки доступа Meraki — в том числе находящиеся в распоряжении частных лиц. Точнее, эти устройства перестали функционировать с прежними настройками: доступ владельцев к ним оказался заблокирован, после чего на каждой из них была активирована открытая беспроводная сеть с возможностью доступа к ресурсам той ЛВС, в которой установлена данная точка доступа.

Сообщают также, что серийные номера перепрошитых поставщиком услуг гаджетов были исключены из личных кабинетов клиентов Cisco Meraki, а сами эти клиенты получили предписание возвратить такие устройства. Разумеется, без какой-либо компенсации; просто на основании того, что компании — поставщику услуг не по душе нынешняя политика России. Вообще говоря, действия эти были более чем предсказуемы: ещё в конце июня Cisco объявила, что полностью уходит из РФ и РБ, закрывая свои представительства и сворачивая не только поставки нового оборудования и исполнение заключённых до 24-го февраля контрактов, но и техническую поддержку уже установленных решений.

Инцидент с оборудованием Meraki привлёк повышенное внимание как раз тем, что поставщик облачных услуг имел возможность прямого доступа к прошивке эксплуатируемых в России устройств — и не преминул этой возможностью воспользоваться.

С маршрутизаторами и иными агрегатами самой Cisco ситуация несколько иная: значительная их доля возможностями облачного администрирования не располагает (исключая smart licensing) — хотя в последние месяцы перед началом СВО американский вендор активнейшим образом промотировал в России переход на «подписочную» систему взаимодействия с заказчиками вместо классической транзакционной. Соответственно, мультимодальный импорт классических (не облачных) решений Cisco в РФ после её решения уйти из России существенно вырос. Тем более, что готовые обслуживать такие устройства специалисты в стране имеются, — и отечественные многопрофильные интеграторы деятельно оказывают клиентам соответствующие услуги.

Места силы

Вместе с тем казус Meraki недвусмысленно приводит сразу к двум важным выводам.

  • Первый: никакого доверия «ИТ по подписке» и «облачной инфраструктуре, удобно заменяющей CAPEX на OPEX» больше быть не может — по крайней мере в ситуации, когда провайдерами такого роду услуг выступают компании из недружественных стран.
  • Второй: даже если ИТ-оборудование недружественного вендора, внезапно превратившееся из легитимного приобретения в трофей, продолжает исправно функционировать в России, невозможно исключить его выход из строя в будущем — если не после автоматической установки очередного патча, что окирпичит такое устройство, то вследствие накопления серьёзных проблем с функциональностью и безопасностью, которые не будут решаться из-за принудительного блокирования установки этих самых патчей.

Понятно, что у каждой созданной человеком проблемы есть потенциально обнаружимое другим человеком решение: патчи можно закачивать через прокси-сервера, выезжать для их установки с маршрутизатором и ноутбуком в Казахстан, регулярно отправлять «железо» на перепрошивку оманским/лаосским/перуанским брокерам и т. п.

Но ничуть не менее очевидно и другое: фрагментация ещё недавно глобального ИТ-рынка с нарастающей наглядностью становится необратимой — просто потому, что пропадает доверие к мировым брендам, готовым волюнтаристски применять неизбирательные рестрикции к вполне легитимным пользователям своих продуктов в тех регионах планеты, политика руководства которых эти самые бренды не устраивает.

А значит, продолжающаяся до сих пор в России цифровизация неумолимо станет — и уже начала — превращаться в рецифровизацию, что подразумевает постепенную замену потенциально уязвимого ИТ-оборудования на такое, поставщики которого заведомо не станут выкидывать фортели, подобные недавней эскападе Meraki.

Да, это оборудование может быть на протяжении какого-то времени менее производительным, более ресурсозатратным, в целом не таким эффективным, как решения глобальных лидеров ИТ-рынка. Однако и сами эти лидеры отнюдь не останутся неуязвимы: неизбежное сокращение рынков сбыта их продукции (а нынешние проблемы российских заказчиков безусловно примут к сведению и в КНР, и в Индии, не говоря об экономиках поскромнее) снизит объёмы выручки, что закономерно заставит разработчиков урезать инвестиции в НИОКР.

А значит, следующие поколения оборудования прежних глобальных ИТ-брендов станут выходить на рынок в несколько замедленном темпе — тогда как аналогичные разработки их конкурентов, ранее прозябавших на локальных рынках, напротив, ускорятся за счёт расширения уже их клиентской базы. Так что через считанные годы функциональная насыщенность сопоставимых решений в разошедшихся с 2022 г. ветвях ИТ-разработок имеет вся шансы сравняться.

И, самое главное, репутацию глобальных облачных ИТ-сервисов уже вряд ли удастся восстановить в обозримой исторической перспективе — что придаст дополнительный импульс инвестициям в развитие высокотехнологичной инфраструктуры on-premises. На радость как местным вендорам, так и формируемому ими каналу.

Источник: Максим Белоус, IT Channel News