9 января 2023 г.

Большинство россиян считают, что 2022 год был очень трудным. Однако две трети ожидают позитива от 2023-го.

  • 65% россиян ожидают, что 2023 г. будет для них удачным или хорошим.

Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) представляет результаты опроса о том, с каким настроением россияне провожали уходящий год и чего ждут от 2023 года.

Оптимизм vs. пессимизм

Несмотря на трудности и повороты, которыми был ознаменован 2022 г. для нашей страны, провожали его россияне с хорошим настроением (38%) или с ровным, без негативных эмоций (40%). Пессимистичные эмоции сопровождали каждого пятого (20%). Индекс по этому вопросу составил 56 пунктов, это на 4 пункта ниже в сравнении с 2021 г., но за период измерений с 2003 г. показатель остается в рамках привычных значений (размах 51-63 пункта), то есть год не стал переломным для россиян.

  • Настроение перед Новым годом в большей степени обусловлено уровнем благосостояния. Пик оптимистичных настроений приходится на граждан, характеризующих свое материальное положение как хорошее (61%), а пик пессимизма — на тех, кто характеризует свое материальное положение как плохое (38%).

О семье...

Каждый второй россиянин отметил, что прошедший год для него лично и его семьи оказался в целом хорошим (52%), 45% сообщили, что год был в целом трудным. Индекс личных итогов 2022 г. составил 7 пунктов, это на 40 пунктов выше в сравнении с 2020 г. (−33 п.) и на 15 пунктов выше в сравнении с 2021 г. (−8 п.), то есть 2022 г. год стал периодом нормализации после пандемии и достиг значений 2019 г. (9 п.). Больше половины наших сограждан смотрят в 2023 г. с оптимизмом, 65% ожидают, что он станет для них удачным или хорошим, готовятся к трудностям треть опрошенных (32%). Индекс личных ожиданий — 33 пункта, что ниже показателей 2020-2021 гг. на 12 и 11 пунктов (45 п. и 44 п. соответственно), но за период измерений с 2003 г. это значение находится на уровне «среднего», не в группе минимальных.

  • Чаще говорят о том, что год был в целом хорошим для них и для семьи, мужчины (56% vs. 49% женщин), граждане, характеризующие свое материальное положение как хорошее (74%), жители Приволжского федерального округа (58%). Оценивают год как в целом трудный преимущественно те, кто характеризует материальное положение как плохое (76%). Показатель выше среди 18-24-летних (52%), жителей Москвы и Санкт-Петербурга (52%) и тех, кто не пользуется ни интернетом, ни телевидением (57%).

...и о стране

Оценки ушедшего года для страны оказались менее оптимистичными: большинство россиян считают, что 2022 г. стал для России трудным, очень тяжелым (83%), обратной точки зрения придерживаются 14%. Индекс итогов года для страны принял отрицательное значение −69 пунктов, с 2003 г. этот показатель был положительным только в 2006 и 2007 гг. (13 и 37 пунктов соответственно). В последние годы индекс находится на уровне минимальных значений: в 2020 г. — −89 пунктов, в 2021 г. — −53 пункта.

  • Более оптимистичны в оценках уходящего года для страны граждане с неполным средним образованием (30%) и граждане, характеризующие свое материальное положение как хорошее (23%). Максимум пессимистичных оценок приходится на тех, кто характеризует материальное положение как плохое (90%), жителей обеих столиц (89%) и городов-миллионников (90%).

Около половины россиян ожидают, что 2023 г. станет в целом хорошим для России (45%), почти столько же настроены на трудные для страны времена (51%). В этом году индекс ожиданий от 2023 года в масштабах страны впервые с 2003 г. принял отрицательное значение (−6 п.), это ниже на 19 пунктов в сравнении с 2021 г.

  • Чаще других настроены на положительные изменения в будущем году в масштабах страны активные телезрители (55%), жители Северо-Кавказского округа (59%), проживающие на селе (58% vs. 28% среди жителей Москвы и Санкт-Петербурга) и граждане, характеризующие свое материальное положение как хорошее (56%).
  • Ожидают в будущем году трудностей для страны чаще других россияне с высшим образованием (61%), жители Москвы и Санкт-Петербурга (69%), жители Северо-Западного федерального округа (65%) и активные потребители интернета (66%).

Источник: Пресс-служба компании ВЦИОМ