У видеоконференцсвязи в России новый драйвер: в условиях дефицита рабочей силы корпоративным заказчикам все чаще приходится искать квалифицированных сотрудников за пределами своего города, а то и региона. Российский рынок ВКС повторял динамику глобального, в ушедшем году ему предрекали рост с 15-20% в денежном выражении, но вряд ли такие показатели оказались достигнуты.

Глобальные тренды, их драйверы и ингибиторы

Мировой рынок ВКС год за годом демонстрирует внушительные темпы роста, и эта динамика будет сохранена: согласно прогнозам MarketsandMarkets до 2026 глобальный сегмент будет расти в среднем на 12,6% в год и достигнет объема в 19,1 млрд долл. Динамика существенно выше средней по рынку ИТ, который, напомним, вырос на 9,5% в позапрошлом году, по данным Gartner, превзойдя прогнозы (8,4%). В прошедшем году все было менее позитивно, а в наступившем ожидают рост для всего ИТ всего порядка 5%, по прогнозам Gartner, что более чем вдвое ниже прогноза динамики сегмента ВКС.

Драйверы для ВКС все те же: популяризация гибридной занятости и полной «удаленки», групповая работа в командах, распределенных по региональным филиалам, возможность экономии на командировках сотрудников и т. д. К этим драйверам, возможно, будет добавлена очередная волна пандемии. Заметим, что на развитие сегмента ВКС влияет распространение широкополосного мобильного доступа, что создает привычку использовать частные видеозвонки, особенно у милленеалов и зумеров, процент которых в корпоративной среде естественным образом увеличивается.

К ингибиторам следует отнести необходимость существенных вложений в разворачивание корпоративных решений ВКС и их интеграцию в единую систему бизнес-коммуникаций компании. Корпоративные заказчики — как и в любом относительно новом направлении — особенно внимательно относятся к вопросам безопасности данного инструмента, причем трактуя «инфобез» в широком смысле: как в плане защищенности контента, так и в соблюдении конфиденциальности в разных формах.

Разумеется, перечисленные выше драйверы/ингибиторы действуют как на глобальном рынке, так и в рублевой зоне, однако в РФ есть своя специфика.

Особенности сегмента в РФ

Основные особенности определены внешними причинами — введением санкций и последующим уходом ключевых производителей решений ВКС: Microsoft, Cisco, Logitech и др. В результате значительная часть усилий игроков локального рынка в прошлом году оказалась сосредоточенной на обеспечении сервиса ранее установленных решений и импортозамещения компонентов — как программных, так и аппаратных — для достижения санкционной устойчивости инсталляций и возможностей дальнейшего развития ВКС.

С аппаратным обеспечением ситуация мрачная — развернуть массовое производство клиентского «железа» для ВКС с привычным бизнес-качеством на российских мощностях проблематично, в списках «параллельного импорта» отсутствуют большинство производителей оборудования для ВКС, а китайские вендоры, способные предоставить решения нужного уровня, приостановили сотрудничество. Приходится работать с тем аппаратным обеспечением, которое доступно в поставках из Китая. Однако это вполне приемлемо: качество таких аппаратных решений для бизнес-коммуникаций вполне достаточно, а основной инструмент развития для ВКС — софт.

Качество и юзабилити: «software definition»

В реальных условиях качество картинки, выдаваемой системами ВКС, во многом определяют не оптика с матрицей, а софт с «улучшайзерами». При реальной эксплуатации камерам в системах видеоконференцсвязи приходится работать при ужасных условиях освещения: слишком часто свет оказывается недостаточным, неравномерным, да еще и сложным (дневной, отблески от монитора, от офисных ламп и т. д.). Если получаемую картинку транслировать «как есть», то результат будет совершенно не «бизнес-уровня», что особенно заметно сейчас, когда все привыкли к высокому качеству картинки при видеозвонках со смартфонов! Вывод: системам ВКС нужен продвинутый софт, способный «на лету» анализировать и корректировать видео.

Второй важный момент: ВКС должны быть глубоко интегрированы в единую систему корпоративных коммуникаций компании. Во-первых, нужна тесная связь с другими инструментами — от почты до календарей, от корпоративных мессенджеров до чатов, от АТС до решений для веб-трансляций. Во-вторых, корпоративные системы ВКС обязательно должны быть в охвате «интеллектуальных ассистентов», способных, например, по итогам встречи с использованием ВКС выдавать стенограмму, summary, варианты для занесения в расписания/docflow/BMP-систему/etc.

Обе задачи сложные, но вполне решаемые силами российских разработчиков и интеграторов, обладающих нужной квалификацией и соответствующей экспертизой. На это нужны ресурсы, прежде всего, финансовые, но с этим есть проблемы, которые к тому же нарастают. Наступивший год будет сложным для российской экономики в целом: все ожидают заметного — на несколько процентов — спада ВВП. Кроме того, ресурсы будут перераспределять в зависимости от политических особенностей момента. Контраст с недавними «жирными годами» будет значительным, но для важных цифровых бизнес-инструментов — в том числе, для ВКС — деньги у заказчиков, скорее всего, найдутся.

Государство поддерживает российских разработчиков решений для ВКС. Например, сервисы от IVA Technologies и система VK Teams, призванные заменить Zoom, включены в итоговый вариант «дорожной карты» «Новое общесистемное программное обеспечение», как сообщает РБК. Решения не могут претендовать на гранты — в правительстве отметили, что это достаточно зрелые продукты, продвигаемые мощными компаниями, способными развивать софт за счет собственных ресурсов — но им будут доступны целевые кредиты на льготных условиях. IVA Technologies уже внесла заявку на требуемое заемное финансирование объем в 50 млн руб.

Вместо заключения

Можно предположить, что российский сегмент ВКС будет расти, причем опережая национальный рынок ИТ. Причина проста: это инструмент для интенсификации работы большого количества сотрудников, эффективность которого можно просчитать достаточно просто. Например, экономию на командировках между филиалами после внедрения ВКС можно оценить за минуты, во многих случаях это уже будет достаточным основанием для принятия решения в пользу установки и/или развития такой системы в компании.

Подчеркнем, что распространение решений для ВКС является благом для ИТ-рынка. Эти системы потребуют развития рынка «искусственного интеллекта», который необходим для работы «улучшайзеров» и «умных ассистентов». Заметим, что технологии робоэдвайзинга — создания «роботизированных советников» — находят активное применение как для общих, так и для специализированных задач. Такие решения уже активно применяют в финансовой сфере, например, для систем доверительного управления, финансового консалтинга, специализированных колл-центров, в системах для риск-менеджмента и т. д. Важно, что серверы для ВКС могут быть интегрированы как с коммуникационными корпоративными решениями, так и с различными цифровыми бизнес-инструментами, например, с системами видеонаблюдения, видеоаналитики и т. д.

Перечисленные инструменты все чаще будут выносить в «облако» как по техническим, так и по экономическим причинам. О перспективах cloud-направления в условиях, существующих сегодня в рублевой зоне, мы поговорим отдельно.

Источник: Александр Маляревский, внештатный обозреватель IT Channel News

Версия для печати (без изображений)   Все новости