Перестают не в целом, как класс, конечно (как перестали их интересовать в своё время цифровые фоторамки или автомобильные навигаторы), а как статусные гаджеты, регулярная смена которых на самоновейшие модели производится скорее по имиджевой, чем по технологической необходимости. По свидетельству Canalys, за IV кв. прошлого года мировой рынок смартфонов просел на 17%, — и это ещё не предел его спада.

Погружение в красную зону

По сути, с начала 2020-го эксперты зафиксировали лишь три квартала, по итогам которых мировые отгрузки смартфонов (в штуках) демонстрировали рост, — см. иллюстрацию. Всё остальное время динамика здесь была отрицательной, и в целом ясно, почему. При многолетних ежегодных объёмах поставок в 1,0-1,5 млрд гаджетов на планете, население которой лишь в несколько раз больше этой величины (причём далеко не каждый из жителей Земли в состоянии позволить себе новенький смартфон, даже самый бюджетный), давно следовало ожидать выхода данного сегмента мирового ИТ-рынка на плато насыщения реально обеспеченного спроса.

В странах «первого мира» покупатели какое-то время имели возможность воспарить над этим плато за счёт активно стимулируемых банками программ кредитного потребления. Но с приходом коронакризиса, а следом и более серьёзных макроэкономических потрясений 2022-го, эпоха щедрого кредитования, основанного на околонулевой ставке ведущих мировых центробанков, судя по всему, закончилась. За весь 2022-й, по оценке Canalys, в глобальный канал было поставлено вендорами менее 1,2 млрд смартфонов, — на 11% меньше, чем годом ранее.

Конечно, дело тут не в одних только макроэкономических неурядицах, напрямую влияющих на покупательную способность бывшего среднего класса — основного потребителя смартфонов среднего и верхнего диапазонов цен. Напомним, что речь в цитируемом отчёте идёт о поставках в канал, т. е. фактические продажи на уровне ритейла почти наверняка окажутся выше 1,2 млрд гаджетов за год. Тем не менее, продажи идут в немалой степени за счёт накопленных ранее складских запасов (и очень часто, особенно в IV кв., со значительными скидками), тогда как заполнять закрома новыми моделями, по свидетельству аналитиков, партнёры мировых вендоров не спешат.

Не спешат, в частности, потому, что объективно фиксируют ослабление спроса на смартфоны со стороны того самого среднего класса: в среднем ценовом сегменте — примерно со II кв. минувшего года, в верхнем — с октября-декабря. И ситуация эта самым непосредственным образом контрастирует с концом 2021 г., когда на фоне ослабления дефицита чипов и начала (как многим казалось тогда) возврата к прежним стандартам потребления спрос на мобильные гаджеты уверенно рос.

Сегментация в разрезе

В Canalys отмечают, что вендоры строят планы по обновлению модельных рядов на 2023-й с чрезвычайной осторожностью, ставя в приоритет максимизацию прибыли (а не объёмов выручки, что было привычным для прежних лет) — плюс сохранение, по возможности, занимаемой на мировом рынке доли. Но один из важнейших инструментов для достижения этих целей, сокращение всех и всяческих непрофильных расходов, с точки зрения канальных партнёров — оружие обоюдоострое, поскольку подразумевает жёсткое урезание всевозможных программ поддержки, рибейтов, совместных маркетинговых инициатив и т. п.

Таким образом едва ли не по всему миру партнёры ведущих вендоров оказываются (по крайней мере, в сегменте смартфонов) примерно в том же положении, что и российский канал, — разве что с логистикой, оплатой заказов и техподдержкой глобальных брендов никаких проблем там нет. Аналитики подчёркивают, что в сложившихся условиях укрепление связей между вендорами и партнёрами обоих уровней — пусть даже не выражающееся в финансово исчислимых показателях — вернейшее средство сохранения тех самых рыночных долей, что особенно ценны для вендоров в условиях съёживающегося рынка.

И этот вывод наглядно подтверждают российские реалии. По данным МТС, которые приводит «Коммерсант», в России за 11 месяцев прошлого года зафиксирован спад продаж смартфонов на 19% к уровню 2021-го (по количеству). При этом самым драматичным образом сокращалась реализация как раз тех брендов, что под угрозой вторичных американских рестрикций пошли на прекращение официальной деятельности в России: Samsung — на 51%, Honor — на 47%, Huawei — на 33%, Apple — на 45%.

Напротив, рост продаж занимавших прежде второй-третий эшелоны марок впечатляет: Vivo — на 20%, Realme — на 122%, Tecno — и вовсе на 563%. В «М.Видео-Эльдорадо» засвидетельствовали, что доля китайских смартфонных вендоров на рынке РФ выросла в ушедшем году примерно до 65% — от уровня 50% в 2021-м. Такими темпами — даже с учётом запредельных розничных цен на вводимые по параллельному импорту айфоны — доля смартфонов Xiaomi (в деньгах!) на рынке России уже по итогам 2023-го имеет все шансы превзойти долю, приходящуюся на продажи архидорогих гаджетов под маркой Apple.

Для российских канальных партнёров определяющими факторами при взаимодействии с поставщиками всё очевиднее становятся широта территориального охвата сервисного обслуживания, предсказуемая доступность востребованных моделей на складах, наличие адекватной техподдержки — а вовсе не узнаваемость бренда (особенно если официально тот успел уже с Россией порвать). Завозимая параллельным импортом техника при всех её технических достоинствах похвастать подобным уровнем вендорского сервиса не может, не говоря уже о невозможности финансовой поддержки канала со стороны подчиняющихся рестрикциям брендов, — и потому доля тех в российских продажах закономерно продолжит снижаться и далее.

И массовый потребитель, судя по всему, не станет плакать по бывшим глобальным торговым маркам особенно горько. «Бывшим» — в контексте того, что даже МВФ уже предупреждает о всё более реальной возможности фрагментации мировой экономики на геополитические блоки. А в этих условиях ни о каких высокотехнологичных гаджетах, производимых под единым брендом и распространяемых затем по каналам продаж глобально, речи быть не может, — поскольку программные, а со временем наверняка и аппаратные стандарты внутри каждого блока наверняка утратят взаимную совместимость.

Источник: Максим Белоус, IT Channel News

Версия для печати (без изображений)   Все новости