13 февраля 2023 г.

Расходы маркетинговой службы тщательно выверяются, и всё же исследование Gartner показало, что 31% маркетинговых бюджетов тратится на операционное совершенствование без ощутимого влияния на общие показатели эффективности организации.

Gartner опросил более 400 руководителей маркетинговых операций (MarOps) в августе-октябре 2022 года и обнаружил, что 94% маркетинговых служб формально стремятся к операционному совершенствованию (улучшая процессы, выстраивая новые возможности и т. д.). На это указывает увеличение инвестиций с 2020 года, когда лишь 49% маркетинговых отделов имели специально назначенного руководителя MarOps.

Однако исследование показало, что 72% усилий по операционному совершенствованию на самом деле не приносят результатов, свидетельствующих об успехе, что ставит под сомнение корпоративный рост и трансформацию маркетинга.

«Директора по маркетингу должны выжать максимум из каждого доллара, и всё же их команды тратят значительную часть своих бюджетов в попытках осуществить перемены и улучшения способами, которые не являются эффективными», — пишет в пресс-релизе Майкл Маккьюн (Michael McCune), старший директор по консалтингу маркетинговой практики Gartner.

«Привычные маркетинговые операции должны, конечно, быть перестроены, но директорам по маркетингу не следует отвлекать средства от таких форм работы, как реклама и торговые выставки, которые могут оказать более существенное влияние на основную задачу маркетинга — обеспечить рост организации», — пишет Маккьюн.

Лишь 28% организаций демонстрируют успех MarOps, причем ценой бОльших затрат

Подлинное операционное совершенствование дополняет каждодневное управление маркетинговой работой и выражается в таких формах, как автоматизация рабочих процессов, грамотное использование Agile-методов и целенаправленные усилия на протяжении нескольких лет.

Организации с таким подходом на 43% чаще сообщали о превышении намеченных операционных показателей по сравнению с респондентами без таких усилий, однако с бОльшими затратами: они тратят на 45% больше, чем в среднем, задействуя 18% своего персонала для достижения совершенства MarOps против 5% (в среднем) на достижение всех других целей.

«Маркетинговые службы не могут себе позволить слепо или неэффективно инвестировать в совершенствование за счет каждодневной работы, если это не дает результатов, учитывая трудности в экономике и на рынке труда, — пишет Маккьюн. — Следует заложить более надежную основу для этих инвестиций, обратившись к по-настоящему действенным методам».

Достижение окупаемости инвестиций в MarOps

Чтобы достичь максимальной отдачи от будущих инвестиций в MarOps, руководителям маркетинга следует делать следующее:

  • Донести до заинтересованных сторон, что меры по операционному совершенствованию не будут неизменно сопряжены с высокими затратами. Новая инициатива сможет открыть много возможностей для совершенствования, но не должна стать бременем, возложенным на отдел маркетинга в долгосрочной перспективе. По мере идущего совершенствования потребность в ресурсах для его продолжения должна снижаться.
  • Ищите способы устранить критичные недоработки. Директора по маркетингу часто в курсе системных проблем, но не имеют ресурсов для их устранения в начале усилий по операционному совершенствованию. Создайте специальную группу по устранению одного или нескольких известных критичных упущений, чтобы инвестиции в эту инициативу быстро принесли отдачу.
  • Убедитесь, что ваши усилия в MarOps не дублируют общеорганизационные инициативы. Хорошей идеей будет увязка с мерами операционного совершенствования в отделах продаж и обслуживания, но не следует пренебрегать общекорпоративными инициативами других подразделений, в частности, финотдела и HR, которые могут со временем облегчить ношу службы маркетинга.

Источник: Пресс-служба компании Gartner