1 марта 2023 г.

Есть ли возможность заместить девайсы глобальных производителей на российские в такой чувствительной сфере как коммерческие ПК на горизонте 3-5 лет? Да! Но российским вендорам придется изрядно поработать над рядом характеристик, которые отличают корпоративные системы от предназначенных для массового сегмента. Если говорить коротко, то эти особенности призваны уменьшить совокупную стоимость владения (total cost of ownership, TCO) системами при использовании последних в инфраструктуре компаний среднего и крупного размера, а также уровня enterprise.

Что отличает коммерческие ПК? Кроме различного маркетингового позиционирования — вплоть до отдельных марок для линеек, ориентированных на применение корпоративными пользователями — и более высокой цены рассматриваемые нами системы имеют определенный спектр важных различий. Особенности у корпоративных ПК, как мы увидим дальше, присутствуют как в программных и аппаратных составляющих, так и в сервисе.

Повышенный ресурс, благодаря которому корпоративные системы могут работать 3-5 лет, причем в режиме изнурительного использования — по 10-12 часов в сутки без перерыва. Для этого на корпоративные системы комплектовали клавиатурами с повышенным ресурсом (для ноутбуков это особенно важно), устанавливали системы охлаждения, способные работать в таких условиях, накопители, ориентированные на «изнурительный режим» и т. д.

Дороже или дешевле? Очевидно, что корпоративные системы уже при соблюдении упомянутых выше требований по надежности оказываются дороже при начальных вложениях, то есть в момент приобретения оборудования. Но корпоративные пользователи рассматривают ТСО, которая при бизнес-применении у коммерческих компьютеров оказывается ниже за счет уменьшения необходимых затрат на ремонт оборудования, обладающего большим ресурсом и балансом параметров, оптимизированным для корпоративного использования. Заметим, что у коммерческих ПК есть и другие дополнительные особенности, которые также работают на уменьшение ТСО. Причем чем крупнее корпоративный заказчик и чем более развит его ИТ-рельеф, тем более выраженной будет экономия средств.

Встроенные инструменты для удаленного мониторинга и администрирования также способны существенно снизить стоимость владения. Возможность обеспечить дистанционное включение в нерабочее время сотен ПК, используемых в компании, чтобы также «на дистанции» установить новый софт или «накатить» обновления, по понятным причинам делают труд админов более эффективным. Сказанное справедливо и для отслеживания параметров работы компьютеров — своевременное выявление систем, работающих с нештатными параметрами, позволяет выполнять превентивные действия. Это в ряде случаев снижает выход из строя и/или простои систем, что также благотворно влияет на стоимость владения.

Встроенные ИБ-решения характерны как для серверного оборудования, так для корпоративных ПК. Спектр таких решений очень широк — от контроля состояния BIOS при загрузке до встроенного ТРМ (см. врезку), от аппаратной «шторки» на объективах веб-камер до совместимости с Windows Hello и т. д.

TPM (Trusted Platform Module — Доверенный Платформенный Модуль) нужен для повышения безопасности компьютера, его используют различные службы — в Windows это BitLocker, отвечающий за шифрование диска, Windows Hello и другие — для безопасного создания и хранения криптографических ключей. Также ТРМ актуален для подтверждения неизменности операционной система и встроенного ПО на устройстве, которые надо проверять для соответствия параметров и отсутствия несанкционированных изменений.

Важно: перечисленные выше конструктивные особенности должны быть комплексно реализованы в коммерческих моделях ПК. Часть решений может быть реализована на уровне компонент, но их трансляция будущим корпоративным пользователям требует от вендора ПК достаточно серьезных технических компетенций. Некоторые могут быть наложенными, но в этом случае далеко не всегда можно обеспечить нужный уровень функциональности. В любом случае сегодня нужные для коммерческих ПК функции должны присутствовать в полном объеме, причем быть изначально, на этапе проектирования заложены в систему.

Гарантированная совместимость с приложениями актуальна для серьезных задач. Подтвержденная совместимость с инженерными и креативными пакетами, характерная для рабочих станций, известна. Но такая же совместимость актуальна для офисных коммерческих ПК, только в этом случае проверенная совместимость актуальна для систем администрирования, мониторинга, ИБ и т. д.

Масштабируемость производства тоже важна — заказчики уровня enterprise могут потребовать тысячи коммерческих ПК для своей инфраструктуры. Причем все они должны быть одинаковы! Это требование справедливо как по основным параметрам, так и по наличию актуальных функций, перечисленных выше, а также по части используемых для сборки компонент.

Повторяемость как по качеству, так и по компонентам в серии коммерческих ПК — для корпоративных решений must have. Замена в ходе производства одних компонент на другие, пусть даже соответствующие по основным параметрам, «на выходе» может дать другой ПК. Например, иные компоненты могут потребовать изменения установленных драйверов, в результате может оказаться, что такой компьютер не отвечает требованиям по совместимости и/или безопасности — например, в новом драйвере нет нужных функций или содержится незакрытая уязвимость.

Сервис — тоже непростой вопрос. Технические возможности для постпродажного обслуживания систем на всей территории российской федерации для корпоративных ПК необходимы, но не достаточны. Корпоративные заказчики могут пожелать расширенной гарантии — например, три года вместо пяти, с обслуживанием техники on place и т. д. — это чуть сложнее, но тоже организуемо. Однако в ряде случаев важно наличие компонент для замены — по гарантии или платной — причем компонент оригинальных (чтобы не возникла, например, упомянутая выше история с драйверами).

Вместо заключения. Если формальное соответствие требованиям, предъявляемым к «российскому продукту», важно для корпоративного заказчика на этапе приобретения оборудования, то перечисленные выше требования — при внедрении ПК, их интеграции с ИТ-рельефом компании и дальнейшем использовании на протяжении всего срока службы (с администрированием, инвентаризацией, ремонтом и т. д.). Слишком многие российские вендоры, позиционирующие себя как поставщики коммерческих ПК, про многие из перечисленных выше особенностей умалчивают в силу причин, которые далеко не всегда известны. Однако для российских корпоративных пользователей — особенно размером «выше среднего» и, конечно же, для enterprise — рассмотренные выше моменты имеют крайне важное значение, о чем нужно помнить всем игрокам канала, а на стороне заказчиков, прежде всего, CFO, CIO/CDIO и CDTO. Важно, что свойства коммерческих ПК — от повышенной надежности до наличия дополнительных инструментов для ИБ — способствуют снижению рисков для ИТ-инфраструктуры, что также улучшает финансовые показатели всей компании.

Источник: Александр Маляревский, внештатный обозреватель IT Channel News