20 марта 2023 г.

Окончание. Начало тут

Продолжаем публиковать комментарии представителей компаний о причинах массового возвращения сотрудников в офисы. Впрочем, в некоторых компаниях говорить о «массовом возвращении» некорректно, поскольку либо массового перехода на удаленку не было, либо удаленка по-прежнему остается приоритетным форматом организации роботы.

Напомним, что мы попросили представителей ИТ-компаний рассказать, как у них обстоят дела с удалёнкой:

  1. Закрепился ли в вашей компании удаленный формат работы? Если да, то сколько %% сотрудников сейчас работают удаленно?
  2. Для каких категорий сотрудников, должностей удаленный формат работы по-прежнему оправдан или даже предпочтителен?
  3. В чем, на ваш взгляд, причины массового возвращения сотрудников в офисы? В чем минусы удаленки по сравнению с работой в офисе? Про плюсы не спрашиваем, потому что про них уже много писали раньше.
  4. Насколько возврат сотрудников в офисы продиктован интересами организаций, а насколько — интересами самих сотрудников?

Алексей Никитин, генеральный директор Visiology:

  1. До пандемии все 100% сотрудников Visiology находились в офисе, и для их работы были созданы все условия. Поэтому, как и многие другие, с началом ковидных ограничений мы очень беспокоились об эффективности и производительности наших ключевых подразделений. Но прошедшие годы показали, что беспокойство было неоправдано, и сейчас мы не видим смысла для производственных подразделений полноценно возвращаться в офис. Конечно, есть те, кто сам захотел вернуться. Но это единичные случаи, когда людям неудобно работать дома по тем или иным причинам. Могут играть роль как психологические особенности, так и какие-то жизненные ситуации. Для этой части продуктовой команды в офисе Visiology по-прежнему есть все условия, которые позволяют им наравне с «удаленщиками» продолжать работу над все теми же проектами. Однако непроизводственные отделы — продажи и бухгалтерия — напротив, вернулись в офис практически полностью. Таким образом, сегодня мы имеем формат работы 80% на удаленке и 20% в офисе.
  2. Мы — продуктовая компания, в которой основное направление —разработка софта. Ключевым элементом успешной работы для нас стало применение методологии scaled SCRUM, которую начали применять еще до пандемии. Мы оцениваем все задачи перед тем, как брать в работу, задаем им условные единицы (т. н. StoryPoint) и отслеживаем исполнение. Да, стори-поинты относительны, но они хорошо показывают падения или взлеты. Анализ эффективности разработки проводился на протяжении полугода до пандемии и полугода после массового исхода на удаленку и показал, что производительность не упала. Отклонения были в пределах погрешности в 2-3%. Поэтому переход ключевых сотрудников в удаленный режим остался нормой, и те, кто считает такой вариант работы для себя комфортным, продолжают работать откуда им удобно.
  3. Минусы работы на удаленке заключаются в том, что компаниям требуются надежные инструменты взаимодействия, а также правильная мотивация для каждой категории сотрудников. Если бы не трекер (мы используем TargetProcess) для контроля производственной разработки и не налаженная система унифицированных коммуникаций, у нас тоже были бы сложности при переходе на удаленку.
  4. В Visiology примеры единичных заявок на работу в офисе были. В большинстве своем возвращение в офис продиктовано потребностью компаний. Они могут быть связаны с вопросами дисциплины, мотивации и необходимости контроля за работой, например, молодых или только что нанятых специалистов. Возвращение в офис может быть полезно для обучения, налаживания коммуникаций и так далее. Но это справедливо не для всех организаций и не для всех подразделений. Наше позитивное отношение к удаленной работе связано с тем, что корпоративная культура Visiology нацелена на результат. Специалисты высокого уровня с надлежащими рабочими инструментами не требуют почасового контроля. И это справедливо как в офисе, так и на удаленке. Однако если условия работы так и не были созданы с точки зрения технических средств и мотивации, возвращение в офис для большинства сотрудников действительно может иметь смысл.

Елена Охота, заместитель руководителя отдела управления персоналом компании Axoft:

  1. До пандемии мы работали на 100% из офиса. В разгар COVID-19 — полностью из дома. Когда появилась возможность ходить в офис, перешли на гибридный формат работы. Именно этот режим в большей степени и закрепился в компании. На 100% удаленном доступе у нас сейчас работают единицы. И это, как правило, связано с отсутствием офиса в локации, в которой живет сотрудник. Обязательные условия для удаленной работы — наличие полноценного рабочего места, стабильный Интернет и способность сотрудника трудиться удаленно, так как практика показывает, что не все могут комфортно и эффективно работать в таком режиме.
  2. Удаленный формат подходит для сотрудников, чья работа не требует очного присутствия в офисе, либо предполагает нечастые разовые встречи.
  3. Основная причина массового возвращения в офис — отсутствие возможности сосредоточиться и выдавать такой же результат, как и при работе в офисе. Как я писала ранее, удаленная работа далеко не всем подходит по складу характера. К тому же, часто сотрудники, находясь дома, вынуждены решать домашние вопросы, что идет вразрез с рабочими задачами. Культура удаленной работы пока развита слабо. Помимо того, что нужно выработать формат взаимодействия с руководителем, командой, коллегами, необходимо еще и расставить границы с «домашними», поскольку часто работа из дома воспринимается ими в качестве факультатива. В то время как это полноценная работа со 100% вовлеченностью. Говоря про минусы удаленной работы, точно стоит упомянуть следующие моменты:
    • удаленный доступ не всем подходит, поскольку сотрудник часто отвлекается на нерабочие дела;
    • оторванность от коллектива, меньшая вовлеченность, отсутствие во время перерывов разговоров с коллегами (small talk), которые помогают понять, как лучше взаимодействовать с тем или иным сотрудником;
    • увеличивается количество созвонов для уточнения, что имелось в виду в рамках той или иной задачи, соответственно, больше времени тратится на разговоры-уточнения, меньше — на продуктивную работу;
    • необходимость для компании перестраивать свою корпоративную культуру под особенности удаленной работы.
  4. Организации удобнее «видеть» результаты работы сотрудника в офисе: упрощается взаимодействие, не нужно перестраиваться на неизведанные методы коммуникации при удаленной работе. Для большей части сотрудников возможность ходить в офис также является плюсом. Но, безусловно, предпочтение отдается гибридному формату, а не 100% возвращению в офис. Каждая компания для себя решает самостоятельно, что лучше: работа на 100% удаленно, из офиса или гибридная форма. Всё зависит от культуры организации, опытности руководителей, осознанности сотрудников.

Евгений Скранжевский, HR-директор RRC:

  1. До пандемии мы были консервативны в плане формата работы, ведь многие из нас работали на должностях, где изменения формата работы докатывались до нас в последнюю очередь. Но после того, как наша команда прошла через участок глобальной перестройки, мы стали относиться к удаленке совсем по-другому! Сейчас мы работаем в гибридном формате, что означает, что около 70% из нас находятся в офисе в то время, как другие 30% — в своих любимых местах, пока делают свою работу.
  2. Сейчас мы предоставляем каждому сотруднику возможность поработать из дома. А некоторые и вовсе работают в этом формате на постоянно основе: ИТ, сотрудники из других городов и сотрудники с ограниченными возможностями. Однако, к сожалению, не все должности в нашей компании могут существовать в удаленном формате. Например, сотрудники складов непременно требуют личного присутствия.
  3. Бизнес — это уникальный механизм, основанный в первую очередь на коммуникациях и скорости принятия решений. Несомненно, в условиях удаленной работы мы быстрее делаем операционную работу, но у нас меньше возможностей для общения и медленнее происходит решение межведомственных задач, плюс не у всех у нас есть кошачьи, которые могут следить и помогать нам концентрироваться на работе. Кроме того, иногда теряется фокус и общая нить повествования, и сотрудники чувствуют себя менее вовлеченными из-за отсутствия воздействия корпоративного климата.
  4. У нас есть уютная атмосфера, свежий ремонт, приятные люди, и даже офисные бенефисы, которые не всегда можно найти в домашних условиях. В добавок к этому, мы лояльно относимся ко времени приезда на работу. Все это делает офис все еще привлекательным местом для работы. Я сам, как и многие другие, предпочитаю работать в офисе, но я уверен, что у каждого свои предпочтения. Поэтому я бы ответил, что 50 на 50 :)

Сергей Трандин, генеральный директор «Базальт СПО»:

  1. Дистанционный формат работы был в компании «Базальт СПО» еще до пандемии. Это связано со спецификой нашей деятельности: разработчики ОС могут находиться в разных городах, в связи с чем без удаленного формата не обойтись. В разгар пандемии, как и в других организациях, большинство сотрудников работали из дома. Сейчас около 30% коллектива переведены на смешанный формат: эти сотрудники работают удаленно, но иногда проводят очные встречи. Для обеспечения эффективной коммуникации в условиях дистанционной работы большое число встреч проводится с помощью видео-конференц-связи. Также в компании настроены инструменты постановки задач и проверки результатов в онлайн-формате. Они существовали еще до пандемии и активно используются сейчас.
  2. Дистанционный формат работы предпочтителен для разработчиков, сотрудников бэк-офиса и в отдельных случаях — для администрации. Минусов удаленного формата мы не ощущаем.
  3. В то же время в интересах организации и сотрудников — наладить эффективную коммуникацию. Работа в офисе обеспечивает дополнительные возможности для взаимодействия сотрудников, так как позволяет обсуждать рабочие вопросы еще и в процессе личного общения.

Виктория Хаба, вице-президент по организационному развитию и управлению персоналом компании «Аквариус»:

1. «Аквариус» — производственная компания, с собственным центром разработки и большой филиальной сетью. Поэтому говорить о том, что удаленный режим работы у нас «прижился» и является нашей неотъемлемой частью, я бы не стала. Правильнее сказать, что у сотрудников нашей компании есть возможность работать удаленно. Но здесь есть важная пометка — это касается только тех сотрудников, которые не связаны с производством, поскольку оно требует обеспечения бесперебойности процесса на всех стадиях.

В настоящее время примерно 10% наших сотрудников работают в гибридном графике. В основном, региональные представители или те, кто согласовали такой режим работы с непосредственным руководителем.

2. Удаленная работа — это не привилегия. Это возможность, благодаря которой сотрудник может быть гибким, мобильным, динамичным. И все это нужно, в первую очередь для того, чтобы качественно выполнять свою работу.

Порой сотруднику очень долго добираться до офиса или он вовсе находится в другом городе, но при этом удаленно может качественно и в полном объеме выполнять весь спектр рабочих обязанностей — в таком случае мы, конечно же, рассматриваем возможности гибридного формата работы или же переход на полный режим удаленной работы.

Также есть категории сотрудников, которым, в силу специфики своей работы, будет даже полезно работать удаленно в те или иные периоды. Например, менеджеры по работе с клиентами, которые часто находятся «в полях» и вынуждены тратить значительную часть времени на дорогу к клиенту и/или заказчику. Или сотрудники, чей труд требует особой внимательности и сосредоточенности, которую проще обеспечить, работая из дома в тихой спокойной обстановке.

3. Некоторые рабочие вопросы быстрее и продуктивнее решать в живом общении с коллегами. Особенно когда компания находится в стадии трансформации, как мы сейчас.

Второй момент — некоторые рабочие вопросы быстрее и продуктивнее решать в живом общении с коллегами. Например, мозговой штурм или подготовка к презентации — задачи, где требуется креатив и вовлеченность, легче выполнять, когда все члены рабочей группы сфокусированы на рабочем процессе в моменте.

И, наконец, еще один очень важный, на мой взгляд, момент — самоорганизация. Очень важно уметь находить баланс, чтобы сохранять продуктивность работы в будущем и не выгорать.

4. Взаимодействие работодателя с работником — это дорога с двусторонним движением. С одной стороны работа в стенах офиса приносит больше общения и кросс-функционального взаимодействия; под рукой находятся все рабочие материалы; меньше отвлекающих факторов домочадцев; а, с другой — мы как компания не заставляем, но сотрудник сам чувствует, что от нахождения в офисе он получает гораздо больше преимуществ.

Во втором случае мы говорим о движении в буквальном смысле этого слова. Как бы близко ни находился наш офис, до него нужно добираться. Это в любом случае больше шагов, чем мы делаем, передвигаясь к рабочему месту по квартире. А движение — это, в первую очередь, здоровье, энергия, соприкосновение с окружающим миром. Все это дает силы быть инициативными, иметь свежие мысли и создавать гармоничный баланс между тем, что мы делаем с профессиональной точки зрения, и личными увлечениями. Поэтому интерес «постоянно быть в движении» в данном контексте объединяет компанию и сотрудников с точки зрения единого здорового организма.

Источник: IT Channel News