4 апреля 2023 г.

Сотрудники организаций сталкиваются с беспрецедентным объемом преобразований после COVID-19, и они устали от этого. ИТ-директора могут помочь им в новых условиях, говорит Gartner.

«Сотрудники повсеместно сталкиваются с ускорением цифровизации, уходом коллег, необходимостью приспосабливаться к новым моделям работы и с многими другими большими переменами на рабочем месте, и они устали от них, — пишет в пресс-релизе Даниэль Санчес-Рейна (Daniel Sanchez-Reina), вице-президент-аналитик Gartner. — Если оставить эту накопленную усталость без внимания, она негативно скажется на успехе ИТ-инициатив».

Многие организации разрабатывают хорошие планы управления преобразованиями и осуществляют необходимые изменения культуры, и всё же не получают желаемых результатов. «Это происходит потому, что они упускают из виду очень важный фактор — усталость от перемен», — пишет Санчес-Рейна.

В понимании Gartner, усталость от перемен — это негативная реакция сотрудников на нескончаемые преобразования, которая отрицательно сказывается на результатах деятельности организации.

«Усталость вредит эффективной работе сотрудников во многих отношениях, она выражается в апатии, выгорании, фрустрации. Она снижает способность принимать решения, решать сложные проблемы и коммуницировать», — поясняет Санчес-Рейна.

Gartner рекомендует четыре подхода, которые помогут ИТ-директорам уменьшить усталость их персонала.

1. Решайте проблему усталости в рабочем порядке

Как показало исследование Gartner, восемь из десяти ИТ-директоров не учитывают фактор усталости персонала при планировании внедрения бизнес-технологий. «Большинство ИТ-директоров, ведя обсуждения с руководителями бизнеса, лишь устанавливают график реализации проектов и планы взаимодействия и не рассматривают фактор настроений сотрудников, то есть никак не учитывают проблему усталости персонала», — пишет Санчес-Рейна.

ИТ-директорам следует включить оценку усталости персонала в планирование своих инициатив. Это может происходить в виде обсуждения с руководителями бизнеса, которое должно включать, как минимум, оценку дополнительных усилий, требуемых каждой инициативой, и как совмещать их с каждодневными задачами.

2. Распределите руководство преобразованиями

Когда вся ответственность за проект, продукт или инициативу возложена на одного человека, цена выполнения в виде накопленной усталости исчезает из поля зрения.

Gartner рекомендует ИТ-директорам распределить ответственность, назначив тех, кто возьмет на себя контроль, а также решение текущих вопросов, и у кого будет более тесный контакт с сотрудниками и возможность корректировать поставленные задачи при нарастании усталости. Делегирование ответственности распределяет бремя принятия решений, а это существенный фактор стресса.

3. Привлеките все затрагиваемые стороны

Успех сопутствует тем организациям, где решения о том, как проводить преобразования, принимаются во взаимодействии с высшим руководством и другими организационными уровнями, с привлечением представителей ИТ-отдела и бизнес-подразделений.

«ИТ-директорам следует создать команды с участием экспертов из ИТ и всех подразделений, которых коснется инициатива, — рекомендует Санчес-Рейна. — Непосредственное взаимодействие людей с разным видением обеспечит слаженность команды и успех преобразований».

ИТ-директорам следует также дать указания о том, как должна выполняться работа, — это поможет обеспечить общую ответственность межподразделенческих групп в процессе реализации и нацеленность на достижение бизнес-результатов, а не просто выполнение проекта.

4. Учитывайте эмоциональный аспект

«И положительные, и отрицательные эмоции оставляют долгий след в нашей памяти, поэтому важно, чтобы ИТ-директора обеспечили как можно более позитивное восприятие преобразований, — пишет Санчес-Рейна. — К примеру, в некоторых компаниях проводят собрания с „выслушиванием критики“ в ходе реализации плана преобразований, где сотрудники могут открыто поделиться своими опасениями. Это заменит эпизодический „выпуск пара“ у кулера или вендингового автомата, делая такие проблемы управляемыми».

Источник: Пресс-служба компании Gartner