21 апреля 2023 г.

Институт статистических исследований и экономики знаний (ИСИЭЗ) НИУ ВШЭ на основе новейшей статистической информации анализирует тенденции распространения интернета и цифровых технологий в России по итогам 2022 г. и сопоставляет с предшествующими периодами и онлайн-практиками, характерными для других стран.

Главные выводы:

  1. Многолетние наблюдения за трендами цифровизации общества, которые ведет коллектив ИСИЭЗ НИУ ВШЭ, показывают: среди российских домохозяйств устойчиво увеличивается доля имеющих доступ к интернету: в 2022 г. она достигла 86,6% (против 84% в 2021 г. и 69,9% в 2014 г.), при этом постепенно сравнялась с долей имеющих широкополосный доступ (85,5%). Таким образом, в 2022 г. почти все подключенные домохозяйства страны использовали для выхода в сеть именно высокоскоростной доступ.
  2. По степени проникновения интернета Россия пока уступает большинству стран, по которым имеются сопоставимые данные. Лидерами по доле домохозяйств, имеющих доступ в интернет, остаются Норвегия и Швейцария (по 99%). Соседи России в этом рейтинге — Болгария (87%), Хорватия (86%) и Греция (85%).
  3. Среди домохозяйств, не подключенных к интернету, 77,1% не испытывают в нем нужды, 38,2% не имеют необходимых навыков. Высокие тарифы или стоимость подключения выступают сдерживающим фактором для каждого десятого домохозяйства, не подключенного к сети (10,3 и 9,8% соответственно).
  4. Смартфоны остаются главными устройствами для выхода в интернет: ими пользуются 82,3% российских домохозяйств (рост более чем вдвое относительно 2014 г.). Заметно более стали распространены «развлекательные» гаджеты: Smart TV для выхода в сеть освоили 19% (против 4,4% в 2014 г.), игровые видеоприставки — 5% домохозяйств (в 2014 г. — 2,1%). Популярность мобильных и планшетных компьютеров с годами практически не меняется: в 2022 г. их использовали 39,2 и 22,8% домохозяйств соответственно. С настольных компьютеров к интернету продолжают подключаться в каждом третьем домохозяйстве (34,4%); показатель в последние два года стабилизировался, прекратив устойчивое снижение с 2014 г., когда именно стационарные компьютеры были основным устройством для выхода россиян в сеть (49,8%).
  5. Вместе с распространением интернета растет частота его использования. В 2022 г. выходили в сеть хотя бы раз за три месяца, предшествующие опросу, 85,4% россиян в возрасте 15 лет и старше, что почти на 10 п. п. выше показателя 2018 г. (76%). Причем абсолютное большинство (93,4%) онлайн-пользователей выходили в сеть каждый или почти каждый день. Среди граждан, не использовавших интернет в течение трех месяцев, более 85% — люди в возрасте 60 лет и старше. Среди представителей самой юной возрастной группы (от 15 до 24 лет) таких лишь 0,7%.
  6. В последние годы постепенно повышается уровень цифровых навыков россиян. На базовом уровне ими владеют 27,3% граждан от 15 лет и старше. В 2022 г. до 13,3% выросла доля «продвинутых» пользователей, цифровые навыки которых превосходят базовый уровень (в 2020 г. — 12,1%). Вместе с тем более 40% россиян по-прежнему демонстрируют низкий уровень владения цифровыми навыками.
  7. Наиболее развиты у российских интернет-пользователей коммуникационные цифровые навыки, которые предполагают выполнение таких действий, как: отправка и получение электронной почты, участие в соцсетях, звонки через интернет, загрузка в сеть собственного контента. По крайней мере одним навыком из этой группы владеют почти все пользователи сети (91,2%). Хуже всего развиты у россиян навыки настройки цифрового оборудования: только 28% пользователей передавали файлы между устройствами, устанавливали (или изменяли настройки) операционную систему и программное обеспечение, в частности антивирусные программы.

Источник: Пресс-служба компании ИСИЭЗ