3 мая 2023 г.

Увеличить
Рис. 1. Доли различных СУБД на российском рынке. Источник: ЕИС «Госзакупки», АРПП «Отечественный софт», апрель 2023 г.
Увеличить
Рис. 2. Структура закупок ПО со стороны госструктур. Источник: ЕИС «Госзакупки», ЦКИТ, апрель 2023 г.

В недавней заметке «Кто есть кто на российском рынке СУБД?» рассматривались функциональные особенности примерно двух десятков отечественных СУБД — как проприетарных, так и основанных на использовании свободного ПО. О финансовых результатах деятельности разработчиков этого вида программных продуктов на состоявшемся в апреле годовом собрании АРПП «Отечественный софт» председатель правления АРПП Наталья Касперская, ссылаясь на данные ЕИС «Госзакупки», рассказала так: «В 2022 г. госкомании заключили 204 контракта на закупки отечественных СУБД, что более чем в три раза превышает аналогичный показатель 2021 г. (64 контракта). В денежном выражении в 2022 г. затраты госкомпаний на приобретение российских СУБД, выросли, по сравнению с 2021 г., почти в три раза: c 690 млн. до более чем 2 млрд. руб».

Интересно отметить (рис. 1), что 89% этой суммы пришлось на СУБД Postgres Pro. Далее с большим отрывом следуют Arenadata (4%), Oracle (2%) и «Ред База данных» (2%). Для сравнения: 2021 г. на долю Oracle приходилось 84% продаж. Однако необходимо добавить, что после ухода западных вендоров, общие затраты госкомпаний на приобретение СУБД уменьшились на 46%: c 5,4 до 2,9 млрд. руб.

А вот что на собрании АРПП о росте популярности отечественных СУБД сообщил директор Центра компетенций по импортозамещению в сфере ИКТ (ЦКИТ) Илья Массух: «Если в 2021 г. доля российского ПО по классу программ 02.07 („Cредства управления базами данных“) cоставляла 26,70%; то в 2022-м году она достигла 89,72%». Он также обратил внимание на то, что по итогам 2022 г. в нашей стране общий объем закупок ПО со стороны различных госструктур — госкомпании, федеральные органы исполнительной власти (ФОИВ), региональные органы исполнительной власти (РОИВ) и органы местного самоуправления (ОМСУ) составил 189,07 млрд. руб., что на 9,45% превышает аналогичный показатель 2021 г. (172,74 млрд. руб.).

Впрочем, определенную часть в рост расходов госструктур на разного рода софт внесло повышение цен на отечественное ПО, в ряде случаев доходящее до 30-50%. Что даже вызвало жалобы в Минцифры со стороны отдельных крупных потребителей. Более того: появились разговоры о том, что по инициативе Минцифры российские разработчики ПО, дабы «не дразнить гусей» договорились не поднимать цены на свою продукцию «выше разумного уровня». Однако до конкретных деклараций и меморандумов дело пока не дошло.

Но процесс идет: 2 мая в «Коммерсанте» появилась информация о том, что на конференции «Цифровая индустрия промышленной России 2023», которая с 31 мая по 2 июня должна пройти в Нижнем Новгороде, будет подписана «Ценовая хартия социально-ответственного IT-бизнеса», которую разрабатывают Минцифры и крупные софтверные ассоциации — АРПП «Отечественный софт», «Руссофт», АПКИТ и другие. Предполагается, что подписанты данной хартии согласятся повышать цены на свою продукцию не более чем на 15% плюс индекс потребительских цен Росстата в год. В 2022 г. этот индекс составил 111,94%; а по итогам I квартала 2023 г. опустился до 108,62%. Прогноз ЦБ от 28 апреля предполагает, что по итогам 2023 года данный индекс будет находиться в диапазоне от 104,5 до 106,5%, то есть потолок роста цен может составить 19,5–21,5%. «Коммерсантъ» утверждает, что Хартия, согласно проекту документа, будет действовать до 2028 года, но «в случае изменения внешнеполитических и экономических условий срок её действия может быть пересмотрен».

Источник: IT Channel News