3 июля 2023 г.

Окончание, начало тут

Дефицит ЦОДов — как самих площадок, так и доступных стоек — присутствует как в столицах, так и в регионах, причем за пределами столиц недостаток сервисов дата-центров выражен заметно сильнее. Заметим, что географические особенности по-прежнему не позволяют российским предприятиям из регионов — прежде всего, зауральских, но иногда и южных — эффективно пользоваться сервисами столичных ЦОДов, так как задержки сигнала оказываются недопустимо высоки для ряда бизнес-задач.

Региональные реалии: местами рынка дата-центров просто нет

Местами даже масштаб проблемы с дата-центрами оценить непросто — существуют регионы, где коммерческие ЦОДы просто отсутствуют, равно как и предложение соответствующих сервисов! «Сложно оценить дефицит там, где нет рынка», — замечает Евгений Вирцер, со-основатель группы компаний Key Point.

Однако бизнесу и госструктурам «на местах» нужно работать с данными, объемы которых растут. Создавать собственные частные ЦОДы проблематично без наличия компетенций, а «серверные-переростки» (см. врезку) не обеспечивают ни нужного уровня надежности, ни гибких возможностей для масштабирования. Кроме того, размещение оборудования — только один из сервисов, предоставляемых коммерческими ЦОДами, которые могут предложить много разных ИТ-услуг помимо коллокации.

Сегодня коммерческий ЦОД — не просто помещение с серверными стойками и хорошей вентиляцией, обеспеченное коммуникациями и энергоснабжением. Дата-центры предоставляют широкий спектр разноплановых услуг по размещению и аренде серверного оборудования, а также услуги обработки, анализа и управления данными. Этим коммерческие ЦОДы отличаются от частных, последние в большинстве случаев представляют собой просто укрупненные серверные, обеспечивающие базовые потребности для размещения ядра ИТ-инфраструктуры предприятия или ведомственных подразделений. Заметим, что коммерческие ЦОДы обычно располагают сертификатами, подтверждающими надежность всего комплекса, наличие которых для серверных помещений совсем не обязательно.

ЦОДов нет, но спрос на них огромный

Актуальность дата-центров для регионов иллюстрирует ситуация с ЦОДом во Владивостоке, создаваемым в рамках совместного проекта 3data и Key Point: мощности этого проекта увеличили в 4 (!) раза еще на этапе проектирования, отмечает Александр Мартынюк, со-основатель группы компаний Key Point. Вскоре после анонса проекта такого расширения потребовало количество заказов от потенциальных заказчиков.

Упомянутый дата-центр во Владивостоке — один из ЦОДов сети, создаваемой 3data и Key Point в рамках совместного регионального проекта, предусматривающего строительство 35 дата-центров за 5 лет в разных регионах РФ. Ситуация с ажиотажным спросом на ресурсы дата-центра до его открытия уже повторилась в Новосибирске и в Ставрополе, где компаниям пришлось сразу разворачивать две очереди ЦОДов. На стадии проектирования находится ЦОД в Екатеринбурге.

Заказчики на мощности ЦОДов в регионах разные, отмечает Илья Хала, генеральный директор компании 3data. Сервисы «на местах» остро нужны банковскому сектору, ритейлу, телекому, госструктурам (в регионах это некрупные заказчики, но важные), говорит г-н Хала. Но есть и региональные отличия, например, на Юге в ЦОДах заинтересованы многие производители сельхозпродукции, в дальневосточном регионе — рыбпром и т. д.

Интересно, что далеко не везде местные власти в полной мере осознают высокую важность ЦОДов для экономики регионов. Если поддержка властей и присутствует, отмечает Евгений Вирцер, со-основатель группы компаний Key Point, то она такая же, как и для инвесторов, выходящих в регион с другими проектами, даже не относящимися к «высоким технологиям». Местами даже такой поддержки нет, говорит г-н Вирцер. Это понятно — регионы в ресурсах ограничены, причем в условиях общеэкономической ситуации и эти возможности становятся все меньше — но все же не радует. Подчеркнем, что без локальной ИТ-инфраструктуры, ядром которой являются ЦОДы, невозможно экономическое развитие ни в «Индустрии 4.0», ни создание «умных городов», ни ряд других важных проектов как экономических, так и социальных.

Заметим, что размещение ЦОДов в регионах только на первый взгляд выглядит простым. Например, МТС 5 лет (!) не может приступить к началу работ по возведению нового ЦОДа во Приморье. Строительство площадки с пятью сотнями стоек должно было начаться в 2019 и быть завершено в 2021 г., но так и не началось. При этом у компании, бесспорно, есть и ресурсы, и компетенции, и опыт работы в регионах. Напомним, что федеральный оператор располагает опорной сетью из 15 региональных дата-центров, последний — новосибирский модульный ЦОД — введен в эксплуатацию в прошлом августе. Модули этого ЦОДа развернули за 8 месяцев, что значительно быстрее, чем строительство классических дата-центров. В течение года оператор намерен увеличить мощности объекта в 2 раза, но использовать их намерен для развития собственных «облачных» продуктов.

Особенностью российского сегмента ЦОДов является снижение интереса к модульным решениям, отмечает Роман Шмаков, первый заместитель генерального директора в «Систэм Электрик» по рынку «ИТ-решения» и «Сервис». Российские компании предпочитают разворачивать классические стационарные ЦОДы, несмотря на несколько бОльшие вложения и увеличенные сроки создания, отмечает г-н Шмаков. Примером такого подхода может являться сахалинский ЦОД, развернутый 3data и Key Point в дополнение к владивостокскому, — дата-центр на острове развернут в капитальном строении, несмотря на емкость всего в 50 стоек. Однако модульные ЦОДы также разворачивают — такой, например, новый новосибирский дата-центр МТС — хотя популярность такого подхода снижается.

Операторы ЦОДов и экспорт технологий за границы РФ

Мощности ЦОДов в сопредельных странах создают и развивают «Яндекс», «Сбер» и другие российские компании. Заметим, что эти структуры присутствовали на национальных рынках и раньше. Например, у «Сбера» в Казахстане летом прошлого года был открыт третий (!) собственный дата-центр — раньше компания разворачивала эти объекты инфраструктуры для обеспечения катастрофоустойчивости собственной сети ЦОДов, сейчас мотивация для добавления мощностей расширена.

Многие российские компании — как высокотехнологические, так и производственные — оперативно перенесли в страны СНГ часть своих подразделений, соответственно, там стали нужны дополнительные мощности для работы с данными. Местные провайдеры ЦОДов для решения нужных задач не обладают ресурсами в нужном объеме — по вполне понятной причине, связанной с размерами локальных рынков, которые заметно меньше российского. Получать сервисы ЦОДов из-за границ тех стран проблематично — географически регионы с достаточным количеством дата-центров удалены на многие тысячи километров — поэтому площадки нужно разворачивать «по месту».

Российские операторы ЦОДов отреагировали на возникшее «окно возможностей» для роста бизнеса быстро и пошли на доступные рынки стран СНГ. Наличие развитой экспертизы упрощало работу, хотя требовалась адаптация к реалиям других стран — от поиска новых локальных партнеров до учета особенностей местного законодательства и требований национальных регуляторов, важен и анализ местного рынка и перспектив его развития. Разумеется, оптимальный вариант в таком случае — коллаборация с локальными игроками рынка. Выразительные прецеденты успешных коллабораций уже есть. Например, проект VK Cloud в Казахстане совместно с местным оператором QazCloud. Пример не единственный, есть интересные и в других странах, например, по созданию дата-центра в Кыргызстане и т. д.

Вместо заключения

Сегменту ЦОДов будет актуальна помощь государства, в частности, дополнительные льготы и финансирование, отмечает Алексей Коваленя, технический директор DатаРу: «Инвестиции в новое оборудование позволят ЦОДам обеспечить себя аппаратными ресурсами на годы вперед — а это крайне важно для стабильного расширения российской ИТ-инфраструктуры».

Заметим, что совершенствуют как техническую часть в сегменте, так и финансовые механизмы. Это относится как к дата-центрам в целом, так и к отдельным их компонентам. «Направление „ИБП по подписке“ уже несколько лет обсуждают, но здесь есть препятствие чисто техническое, — говорит Алексей Морозов, руководитель отдела маркетинга компании „Парус электро“. — Система бесперебойного питания подбирается под требования объекта, ее сложно выделить от остального оборудования ЦОД. Скорее стоит обсуждать „ЦОД по подписке“, не выделяя ИБП».

Рост популярности ЦОДов — глобальный тренд, который в обозримом будущем является восходящим. Он показывает увеличение зрелости ИТ-инфраструктур российских корпоративных заказчиков и проникновение элементов FinOps в реальную практику. Размещение ядра инфраструктуры в коммерческих ЦОДах прекрасно соответствует тренду перехода на арендную модель потребления ИТ. Также этому соответствует все более широкое применение «облаков», сервисов «печать как услуга», DaaS, HaaS, PaaS и прочих вплоть до XaaS, а также аутсорос-подходов в различной интерпретации.

Источник: Александр Маляревский, внештатный обозреватель IT Channel News