21 сентября 2023 г.

Выбирая между платным и бесплатным контентом, россияне предпочитают первый, но платить за него не хотят.

  • 41% россиян считают, что правообладатели должны быть надежно защищены законом от нелегального распространения их произведений.
  • По мнению каждого третьего, авторы фильмов, музыки и книг должны получать отчисления за получение или скачивание каждой копии их произведения (34%, 2018 г. — 19%).

Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) представляет результаты мониторингового опроса о том, что думают россияне о потреблении пиратского контента.

Авторское право имеем?

Отток крупнейших стриминговых сервисов из России переориентировал российских пользователей: им приходится выбирать между отечественными аналогами или потреблением нелицензионного контента, что, как известно, посягает на права владельцев и наносит им материальный ущерб.

В ходе недавнего опроса мнения россиян по вопросу защиты авторских прав разделились практически поровну: 41% выразили согласие с тем, что авторы фильмов, книг и других объектов интеллектуальной собственности должны быть надежно защищены законом от нелегального распространения их произведений (2018 г. — 39%). Примерно столько же ответили, что после выхода в свет интеллектуальные произведения становятся достоянием общественности и авторы не вправе запрещать пользователям обмениваться ими на безвозмездной основе (39%). Не смогли примкнуть ни к одной из сторон 20%, или каждый пятый. Наибольшие затруднения вопрос вызвал у граждан с неполным средним образованием (46%) и активных телезрителей (36%).

Еще пять лет назад среди россиян доминировала вторая точка зрения — нелегальное распространение результатов чужого творческого труда поддерживал каждый второй (47%). Любопытно, что положительная динамика обусловлена ростом скорее доли затруднившихся с ответом (+6 п.п. к данным 2018 г.), нежели доли сторонников противоположного мнения (+2 п.п. с 2018 г.).

  • Типичный россиянин, выступающий за защиту интересов правообладателей, — мужчина или женщина (39% и 43% соответственно), младше 45 лет (18-24 года — 51%, 25-34 года — 47%, 35-44 года — 46%), с высшим или неоконченным высшим образованием (45%), проживающий в одной из столиц (51%) и предпочитающий интернет телевидению (48%).

За бесплатным сыром в мышеловку

Зачем платить, если можно не платить? Вопрос, резонно возникающий у тех, кто хотя бы изредка интересуется миром музыки, книг и кинематографа. Платную подписку на контент сегодня с полной уверенностью можно считать частью этичного медиапотребления и важным подспорьем для развития творческой индустрии. За последние пять лет объекты интеллектуальной собственности (фильмы, музыка, книги и др.) стали чаще восприниматься россиянами как товар, аналогичный материальному благу: доля согласных с тем, что авторы должны получать отчисления за каждую скачанную копию их произведения, выросла за это время почти вдвое, с 19% до 34%. Одновременно с этим снизилась доля тех, кто считает текущий уровень доходов в стране недостаточным, чтобы требовать у россиян плату за просмотр и скачивание различного рода контента (52% vs. 71% в 2018 г.). Не определились с ответом еще 14%, в группе активных телезрителей — каждый третий (32%).

  • Чаще других чужой творческий труд ценят молодые люди 18-24 лет, 65% которых согласны с тем, что авторы должны получать деньги за использование их произведений. О необходимости авторских отчислений также чаще высказываются мужчины (38% vs. 31% женщин), высокообразованные и материально обеспеченные граждане (38% и 49% соответственно), проживающие в одной из столиц (41%) или городе-миллионнике (44%).
  • Точка зрения, согласно которой текущий уровень жизни населения не позволяет платить за каждую скачанную книгу, песню или кинокартину, ожидаемо ближе россиянам с плохим материальным положением (69%), а также женщинам (55% vs. 48% мужчин), имеющим среднее специальное образование (57%) и предпочитающим смешанную модель медиапотребления (ТВ и интернет — 60%).

Фильм не волк, в лес не убежит

Увеличение числа ценителей «качественной картинки» среди интернет-пользователей не переросло в готовность платить за нее. Напротив, в обществе стало больше тех, кто в целях экономии денежных средств предпочитает отложить кинопросмотр. В 2018 году между платным просмотром фильма в хорошем качестве и бесплатным просмотром в плохом российские пользователи чаще предпочитали первое (34%, 25% — в пользу второго среди пользователей сети), сегодня они скорее подождут копию фильма, чтобы посмотреть его бесплатно и в хорошем качестве (36%, +20 п.п. с 2018 г.). Желание оплатить контент для просмотра в хорошем качестве выразили еще 16% (−18 п.п. с 2018 г.), тогда как за посещение кинотеатра высказался каждый восьмой (12%, 2018 г. — 3%). Наименее распространенные тактики среди российских пользователей интернета — бесплатный просмотр копии фильма в плохом качестве (5%, −20 п.п. с 2018 г.) или вовсе отказ от просмотра (2%, 2018 г. — 5%). Стоит также отметить ощутимое падение интереса к просмотру фильмов в интернете в целом: если в 2018 г. ответ «не скачиваю / не просмотрю» давали только 12%, то сейчас — в два раза больше (23%).

Все дело в цене

За последние пять лет позиция россиян по вопросу борьбы с интернет-пиратством не изменилась. Решение проблемы россиянам по-прежнему видится больше в ценовом, нежели правовом регулировании: по мнению 63%, для борьбы с распространением нелегальных фильмов и сериалов необходимо обеспечить доступные цены для просмотра или скачивания лицензионных копий (2018 г. — 62%), тогда как 23% видят выход в ужесточении законодательства в отношении создателей и распространителей пиратского контента (2018 г. — 25%). Затруднился назвать наиболее эффективную меру борьбы с пиратством каждый седьмой опрошенный (14%).

  • За ценовое регулирование высказываются в первую очередь россияне 18-44 лет (74-76%), с высшим или неполным высшим образованием (69%) и потребляющие контент преимущественно в интернете (76%).
  • О необходимости ужесточить законодательство чаще говорят женщины (25% vs. 20% мужчин), представители старшего поколения 60+ лет (34%), россияне с неполным средним образованием (36%) и активные телезрители (41%).

Источник: Пресс-служба компании ВЦИОМ