31 октября 2023 г.

Окончание. Начало тут

Варианты аутсорсинга печати, доступные заказчикам в том числе и в России, многообразны: это и покопийные контракты, и подписка на некий определённый объём страниц в месяц, и обслуживание (с заправкой расходниками, починкой, подменой и пр.) парка оргтехники заказчика on-premises.

Есть из чего выбирать

«На данный момент наиболее востребованной остаётся модель „всё включено в отпечаток“, — свидетельствует Мила Зайферт, начальник отдела развития ИТ и аутсорсинга печати компании „Сервионика“. — Такой вариант имеет целый ряд преимуществ: не требует закупки оборудования и его постановки на баланс клиента, позволяет оптимизировать штат сотрудников, гарантирует точное финансовое планирование и прозрачность расходов».

Существует множество вариантов реализации MPS-контрактов, в основе которых лежит аренда печатного оборудования, покопийный сервис, ПО для технического мониторинга работы оборудования и функционала безопасной печати и реализации необходимых политик, — их перечисляет Алексей Крепышев, заместитель руководителя направления аутсорсинга печати компании «Онланта» (входит в группу ЛАНИТ): «В зависимости от объёма проекта и желания заказчика можно либо фиксировать платежи за определённые составляющие, либо осуществлять услуги биллинга в плавающем формате с привязкой к объёму печати. Российские компании в своём большинстве предпочитают on-premises вариант размещения системы, что позволяет им сохранить некоторые решения даже после прекращения поддержки со стороны иностранных вендоров».

Первоначальная задача, которая встала перед подрядчиками после ухода вендоров, указывает эксперт, — замена вендорского обслуживания: «Обеспечение заказчиков расходными материалами, запчастями и качественным сервисом с необходимым уровнем SLA. Далее — подобрать доступное программное решение по управлению инфраструктурой печати, которое будет совместимо с текущим парком техники. При этом исполнитель должен иметь возможность масштабировать проект как в части оборудования, так и в части ПО. После реорганизации многие бывшие международные компании отказались от глобальной политики реализации инфраструктуры печати и в настоящее время принимают решение по структуре сервиса локально. Это, в свою очередь, даёт возможность бизнесу свободно выбирать вендора печатного оборудования и программного обеспечения, формат контракта, тип используемых расходных материалов и др.»

Аутсорсинг подразумевает передачу управления печатной инфраструктурой другой компании, включая подбор, установку оборудования под требования заказчика, поставку расходных материалов, техподдержку с мониторингом состояния устройств и т. д., — об этом говорит Михаил Грудинин, директор сервисного центра ООО «Синто»: «Аутсорсинг может быть как полный, охватывающий все вышеприведённые аспекты, так и частичный; например, с использованием техники заказчика».

По словам Артема Даниелова, менеджера по продукции Konica Minolta Business Solutions Russia, провайдеры предлагают различные варианты аутсорсинга, которые удовлетворят любые потребности заказчика: «Это может быть как аутсорсинг только „труда“ сервисных инженеров, так и полноценный покопийный контракт. В его рамках есть также различные варианты предоставления оборудования — от покупки до лизинга или аренды. Объёмы печати могут быть как фиксированными, так и безлимитными, что в свою очередь влияет на стоимость клика. Чаще всего заказчики выбирают полноценные покопийные контракты с полным аутсорсингом. Основные сложности связаны с перебоями в поставках расходных материалов и ЗИП для обслуживания контрактного оборудования».

Екатерина Пелентикова, ведущий product-менеджера (Департамент расходные материалы) Print Rite, подчёркивает, что очень часто покопийку и аутсорсинг приравнивают друг к другу: «В чем разница? Покопийка обеспечивает прозрачность затрат на печать. Если кратко, то покопийка — одна из форм оплаты аутсорсинга. Иногда компании предпочитают другие варианты расчёта за услуги: одноразовый платёж, фиксированную абонентскую плату или классические счета по факту оказания услуг. Аутсорсинг же печати и MPS — передача процессов печати сторонней компании. Аутсорсер создаёт управляемую структуру офисной печати, которая бесперебойно работает. Подрядчик поставляет оборудование и расходные материалы, обслуживает и ремонтирует технику и мониторит объёмы печати. Качественный аутсорсинг снижает расходы на бумагу, тонеры и электроэнергию, также снижает затраты сотрудников компании в плане времени, уменьшает нагрузку на ИТ-службу».

Все задачи по неисправностям оборудования и проблемы с печатью попадают в тикеты аутсорсера и решаются незамедлительно при обращении в сервисную службу, продолжает эксперт, упоминая, впрочем, что есть и «ложка дёгтя» — проблема с безопасностью: «Увы, бумажные документы — один из самых широких каналов утечки корпоративной информации (предумышленных и случайных). Кроме того, руководители не хотят печатать свои документы на публичных принтерах и стремятся к конфиденциальности. Есть и такой тренд, о котором не стоит забывать, — переход на электронный документооборот, который должен существенно снизить объёмы печатных материалов. Есть немало технических вопросов: оперативность доставки отпечатанных документов при размещении техники на площадке провайдера, регулярность её обслуживания и учёт потреблённой ею энергии в случае работы on-premises и т. п. Но в целом для многих предприятий малого и среднего бизнеса аутсорсинг печати и MPS — актуальное предложение, поэтому конкуренция между провайдерами таких услуг будет лишь расти».

Проекты и перспективы

Станет ли аутсорсинг в обозримой перспективе преобладающим на российском рынке способом организации корпоративной инфраструктуры печати? Как вполне вероятный, этот сценарий рассматривает большинство наших экспертов: «Аутсорсинг позволяет бизнесу оптимизировать расходы и гарантированно получать качественную печать и услугу в целом, — аргументирует Мила Зайферт. — Кроме того, возможно дополнительное сокращение издержек за счёт полного восстановления б/у оборудования с предоставлением гарантийных обязательств. Сейчас эта опция пользуется повышенным спросом на российском рынке и активно развивается в „Сервионике“».

«Компания „Синто“ за последнее время реализовала проект аутсорсинга печати в одной из крупных компаний направления Retail, — свидетельствует Михаил Грудинин. — Обеспечены механизмы мониторинга, обслуживания оборудования, снабжения необходимыми расходными материалами. Мы взяли на себя все вопросы, связанные с печатью на объектах заказчика».

Екатерина Пелентикова констатирует, что пока на рынке наблюдается снижение объёма крупных сделок: «Однако рост спроса от клиентов подстегнёт к поиску альтернативных решений провайдеров аутсорсинговых услуг. Усилится динамика выхода на рынок новых вендоров. Говорить о преобладании какой-то конкретной модели пока преждевременно, поскольку рынок адаптируется к новым вызовам. Конкурентные преимущества будут у тех, кто сможет предложить клиентам такие решения, которые в конечном итоге помогут оптимизировать затраты. Print-Rite постоянно проводит мониторинг и обрабатывает запросы клиентов. Мы комплексно подходим к вопросу внедрения инноваций и стремимся предоставить нашим клиентам самые лучшие решения».

Как отмечает Алексей Крепышев, уход вендоров определённо сказался на качестве MPS-услуг — и слегка притормозил развитие аутсорсинга печати на российском рынке: «Но после того, как цепочки поставок основных продуктов были выстроены, а локальные сервис-провайдеры укрепили свой штат вендорскими сотрудниками, качество и количество предоставляемых сервисов вернулось на прежний уровень. Вместе с уходом производителей и активной реализацией политики по переходу на отечественные продукты значительно ускорилось и развитие локальных печатных брендов и решений. Совершено ясно, что российский печатный аутсорсинг идёт по собственному пути развития. Продуктовое наполнение и структура в наших контрактах может отличаться от европейских. Тем не менее стоит ожидать рост интереса к аутсосрингу печати — старые MPS-контракты будут подписываться с новыми исполнителями, появятся новые заказчики, желающие использовать этот формат сопровождения инфраструктуры печати».

«Аутсорсинг печати набирает обороты каждый год, но всё ещё существенно уступает обычным транзакционным продажам, — констатирует Артем Даниелов. — Тем не менее динамика положительная, и всё больше компаний переходят на аутсорсинговую модель».


Источник: Максим Белоус, IT Channel News