21 ноября 2023 г.

Увеличить
Рис. 1. Трендовые технологии, к которым в Казахстане проявляют повышенный интерес. Источник: Минпромторг РФ, Торгпредство РФ в Казахстане, ноябрь 2023 г.
Увеличить
Рис. 2. Приоритетные отрасли в Каахстане для продвижения ИТ-решений. Источник: Минпромторг РФ, Торгпредство РФ в Казахстане, ноябрь 2023 г.
Увеличить
Рис. 3. Структура рынка ИКТ Казахстана Источник: Минпромторг РФ, Торгпредство РФ в Казахстане, ноябрь 2023 г.
Увеличить
Рис. 4. Соотношение стран по сумме фактического экспорта и потенциальных стран для экспорта российского ПО. Источник: РУССОФТ, ноябрь 2023 г.

Так назывался вебинар, прошедший 17 ноября 2023 г., основными спикерами которого были Дарья Рытова, заместитель начальника отдела внедрения цифровых технологий и международного сотрудничества Департамента цифровых технологий Минпромторга России, торговый представитель РФ в Республике Казахстан Антон Логинов и «цифровой атташе» Торгового представительства РФ в Республике Казахстан Денис Будник. Завершился он словами: «Они смогли, сможете и вы!». При этом был продемонстрирован слайд, содержащий логотипы 15 российских ИТ-компаний, продукция которых уже представлена на ИТ-рынке Казахстана: «Айтеко», «Катюша», «Лаборатория Касперского», «СёрчИнформ», «Яндекс», 1C, 2GIS, CSI, iTrend, Positive Technologies, red_mad_robot, Softline, Utrace, VK, Zуfra Asia.

Вниманию тех, кто только собирается выйти на этот рынок, были предложены 6 возможных стратегий:

  1. Импорт в страну через дистрибьюторов/интеграторов;
  2. Отправка представителя;
  3. Открытие представительства или дочерней компании;
  4. Локализация;
  5. Выставки и конференции;
  6. Бизнес-миссии.

Информация о вебинаре была опубликована в телеграм-канале Минпромторга.

Плюсы первой из перечисленных выше стратегий были обозначены так: несравнимо более простой способ выйти на рынок; нет необходимости погружения в логику работы продаж; околонулевые «косты» на старте. Минусы же перечислялись в такой последовательности: количество «хороших» интеграторов довольно небольшое; продукты будут продаваться по White label; доходы от продаж будут значительно меньше; подгон под стандарты качества и интеграцию с другими продуктами может потребовать ресурсов.

Что же касается стратегии № 2, то вот её 4 плюса: небольшой бюджет для старта; возможность оперативной реакции на запросы; установление отношений с реальными клиентами; более качественная локализация презентаций и продуктов. А вот два минуса: продажи завязаны на действиях местных партнёров; «Серая» зона в плане возможности «продавать» продукты на рынке.

Переходим к стратегии № 3. В ней организаторы вебинара видят 3 плюса: полноценный игрок, который может продемонстрировать офис и локализацию во всех ее проявлениях; быстрое развертывание и внедрение у клиента; полноценная служба поддержки в нужном часовом поясе и языке. И 2 минуса: длительные сделки; высокие «косты» (особенно при локализации производства).

По поводу стратегии № 4 рассказал Денис Будник: «Локализация производства может применяться компаниями, которые ориентируются на государственные и квазигосударственные заказывающие структуры, в связи с чем выстраивают свой вариант бизнеса в виде выпуска собственного „местного решения“ и не готовы передавать его в формате „white label“ сторонним поставщикам».

Плюсы и минусы локализации схожи с открытием филиала и представляют собой значительные инвестиции, а также необходимость найма местных специалистов и/или передачи в структурное подразделение своего «ноу-хау» или его части.

О плюсах выставок и конференций (стратегия № 5) было сказано так: они обеспечивают самый большой охват потенциальных лидов; дают возможность получения поддержки от Минпромторга РФ и Российского экспортного центра (РЭЦ); позволяют установить отношения с реальными клиентами.

Очень много плюсов организаторы вышеупомянутого вебинара видят в организации бизнес-миссий (стратегия № 6). По их мнению, при должной подготовке это один из наиболее эффективных сценариев выхода на ИТ-рынок Казахстана. Он позволяет рассказать о свои проектах сразу большому количеству потенциальных партнеров и дает возможность попробовать «живой» продукт. А офлайн-формат позволяет сразу собрать обратную связь по проекту «за чашкой чая», что кратно повышает вероятность успеха.

Об ИКТ-рынке Казахстана

Как отмечено в презентации Минпромторга, в стране насчитывается свыше 11 тыс. ИТ-компаний, а общее количество ИТ-специалистов превышает 79 тыс. человек. Объем ИКТ-отрасли оценивается в 1,7 млрд. долл. (3,3% от общего ВВП). Прирост отрасли по итогам 2022 г. составил 36%. При этом 118 млн. долл. приходится на экспорт ИТ-услуг, а 502 млн. долл. — на экспорт ИКТ-товаров. В стране действую 4 ИТ-хаба.

Материалы вебинара

Для полноты картины добавим, что из опубликованного в ноябре отчета РУССОФТ «Краткий обзор экспорта российского программного обеспечения», основанного на итогах опроса 294 ИТ-компаний, следует, что в настоящее время Казахстан — передовик по экспорту отечественного ПО как в дружественные, так и в недружественные страны (рис. 4). Причем по таким показателям как «опыт экспорта» и «оценка потенциала экспорта среди всех опрошенных» он опережает ОАЭ, Индию, Узбекистан, Бразилию, Китай и ЮАР. Не говоря уже о Германии, США и Великобритании.

Источник: IT Channel News