30 января 2024 г.

Пункты выдачи заказов, общественное питание и онлайн-магазины остаются популярными категориями бизнеса для покупки. Поиск инвесторов и партнеров становится альтернативой продаже бизнеса.

По итогам 2023 года спрос на покупку готовых компаний и франшиз на Авито вырос на 15,6% год к году. Об этом свидетельствует рейтинг инвестиционной привлекательности бизнеса, подготовленный экспертами платформы.

  • В прошлом году пункты выдачи заказов, предприятия общественного питания, а также интернет-магазины стали самыми востребованными сферами бизнеса для покупки на Авито.
  • Интернет-магазины окончательно закрепились в тройке самых крупных подкатегорий по доле спроса на платформе, в то время как годом ранее они занимали только седьмую строчку в рейтинге популярных сфер бизнеса среди предпринимателей. Готовые решения для запуска продаж на онлайн-платформах и маркетплейсах также стали самой быстрорастущей подкатегорией на Авито в прошлом году.
  • Наряду с интернет-магазинами, самыми быстрорастущим сферами бизнеса стали гостиницы, глэмпинги и базы отдыха, а также стоматологические и медицинские клиники. По итогам 2023 года они заняли вторую и третью строчку в ТОП-3 самых разделов в категории «Готовый бизнес и франчайзинг» по темпам роста спроса со стороны предпринимателей.
  • В 2023 году покупка готового бизнеса оставалась самой распространенной целью обращения на платформу. При этом в отдельных категориях наблюдается заметное увеличение числа альтернативных запросов (покупка франшизы, аренда бизнеса, участие в бизнесе в качестве инвестора и партнера и тп).
  • Рост активной аудитории категории «Готовый бизнес и франчайзинг» за этот период составил 13,3% до 3,4 млн. пользователей.

«Сегодня мы можем говорить о двух ключевых трендах, которые следуют из нашего рейтинга. Первый — двузначные темпы роста онлайн-торговли в последние годы вывели в приоритет сферы предпринимательской деятельности, связанные с продажами на маркетплейсах и созданием инфраструкты для доставки интернет-заказов по всей стране. Второй — по мере адаптации бизнеса к новым экономическим условиям и восстановлению потребительского спроса часть предпринимателей начинают отказываться от продажи бизнеса в пользу поиска ресурсов для его развития, — комментирует руководитель категорий „Готовый бизнес и франчайзинг“ и „Оборудование и товары для бизнеса“ на Авито Илья Дудковский. — В этой ситуации Авито выступает уже не в традиционном амплуа как площадка для покупки или продажи товаров, но как платформа для поддержки предпринимателей, с одной стороны. С другой, для поиска альтернативных возможностей для инвестирования средств частного сектора. В настоящее время ежемесячно объявления в категории „Готовый бизнес и франчайзинг“ на Авито просматривают уже 3,4 млн уникальных пользователей. В их числе — как опытные бизнесмены, так и люди без опыта предпринимательской деятельности, ищущие новое дело или объект для инвестиций».

Наиболее востребованные сферы бизнеса

По итогам 2023 года тройку самых востребованных категорий в общей структуре спроса составили ПВЗ, предприятия общественного питания, а также интернет-магазины. Так, по итогам прошлого года на ПВЗ приходилось 19,% спроса (против 20,7% в 2022 году), на кафе и рестораны — 18% (против 15,8% в 2022 году), на онлайн-торговлю — 9,3% (против 5,1% годом ранее).

Ключевым изменением стало заметное увеличение спроса на покупку интернет-магазинов: если в 2022 году раздел занимал седьмую строчку в категории «Готовый бизнес и франчайзинг» на Авито с долей 5,1% в общей структуре спроса, то по итогам прошлого года он вошел в ТОП-3 самых востребованных видов бизнеса для покупки среди предпринимателей (9,3%).

«Основным фактором роста спроса можно назвать увеличение числа предпринимателей, которые рассматривают запуск продаж на онлайн-платформах как дополнительную возможность для заработка. Их привлекают бизнес-возможности с относительно небольшим порогом входа, понятными и проверенными бизнес-процессами, относительно прогнозируемой выручкой. По сути, ключевым драйвером остается рост популярности онлайн-торговли, развитие маркетплейсов, изменение рынка труда, которые мотивируют людей искать новые возможности, — поясняет Илья Дудковский. — При этом мы видим и новый тренд, когда вместе с созданием магазина на популярных онлайн-платформах, растет интерес к комплексным решениям, когда предприниматель получает не только интернет-магазин или помощь с его созданием, но и более широкий спектр услуг, который включает помощь с подбором ассортимента для интернет-магазина, поиском надежных поставщиков как внутри страны, так и за рубежом, и логистику. На фоне этого развивается целая индустрия организации торговли на маркетплейсах, представители которой готовы помогать начинающим предпринимателям».

При этом категория интернет-магазинов показала наиболее высокий рост спроса: по итогам января — декабря 2023 года он составил 109,7% к аналогичному периоду годом ранее. Интерес к пунктам выдачи заказов увеличился на 9,5%, к ресторанному бизнесу — на 31,2%.

ТОП-5 самых востребованных категорий бизнеса по доле в структуре спроса

Категория Доля категории в общей структуре спроса на готовый бизнес, 2022, % Доля категории в общей структуре спроса на готовый бизнес, 2023, % Темпы роста спроса, 2023 к 2022, %
Пункты выдачи заказов 20,7 19,6 +9,5
Общественное питание 15,8 18 +31,2
Интернет-магазины 5,1 9,3 +109,7
Красота и уход 7,1 8,5 +37,6
Производство 7,5 6,9 +6,3
Сфера услуг 14,5 7 -43,8

«Перемещение позиций компаний сферы услуг с третьей строчки в 2022 году на пятую по итогам прошлого года связано с выделением части сервисных компаний, где рынок успел сформироваться и сегмент показывает высокие темпы роста, в самостоятельные категории на Авито. Такими категориями, в частности, стали „Красота и уход“, а также „Медицина и стоматология“, — уточняет Илья Дудковский. — Сейчас в разделе „Сфера услуг“ в основном представлены предложения такие виды бизнеса, как агентства недвижимости, центры профессионального образования, компании, специализирующиеся на оказании логистических услуг и тп».

Категории с наиболее высокими темпами роста спроса

По итогам 2023 года лидером по темпам роста спроса на покупку готовых компаний и франшиз стали интернет-магазины: интерес к ним увеличился на 109,7% год к году. За ними следуют объекты туристической инфраструктуры (отели, базы отдыха, глэмпинги и тд), а также стоматологические и медицинские клиники. Интерес к вложениям в эти виды бизнеса вырос на 64,8% и 60,1% соответственно в сравнении с 2022 годом.

В ТОП-5 также вошли компании индустрии развлечений (+42,3% к январю-декабрю 2022 года) и красоты и ухода (+37,6% год к году).

«Привлекательность различных объектов размещения как бизнеса сегодня во многом объясняется развитием внутреннего туризма и ростом популярности тематических видов отдыха. Резко возросший спрос на туристические услуги создает большой потенциал для предпринимателей. Для привлечения дополнительной аудитории отдыхающих требуется либо модернизация туристических объектов, либо расширение номерного фонда. А чаще и то, и другое. В таких условиях привлечение инвестиций становится оправданным. Сейчас хороший момент для вложения в эту сферу. Поэтому мы видим на платформе возросший интерес к туризму и со стороны предпринимателей, и со стороны инвесторов, — комментирует руководитель категории „Готовый бизнес и франчайзинг“ Илья Дудковский. — В случае с компаниями медицинского сектора одним из ключевых факторов увеличения спроса стал рост популярности программ добровольного медицинского страхования в регионах и включение локальных клиник в список компаний, которые предоставляют услуги по ДМС. Кроме того, в последние годы в регионах растет востребованность франшиз современных лабораторий медицинских анализов, которые могут представлять интерес для предпринимателей либо как самостоятельный бизнес, либо как дополнительная услуга для пациентов на базе действующих клиник».

ТОП-5 самых востребованных категорий бизнеса по темпам роста спроса

Категория Доля категории в общей структуре спроса на готовый бизнес, 2022, % Доля категории в общей структуре спроса на готовый бизнес, 2023, % Темпы роста спроса, 2023 к 2022, %
Интернет-магазины 5,1 9,3 +109,7
Туризм 1,8 2,5 +64,8
Стоматологические и медицинские центры 1,6 2,2 +60,1
Развлечения 2,1 2,6 +42,3
Красота и уход 7,1 8,5 +37,6

Как распределился спрос по целям участия в бизнесе

В 2023 году покупка готового бизнеса осталась самой популярной целью обращения предпринимателей на платформу. Если в 2022 году поиск предложений о продаже компаний составлял 65% всех поисковых запросов в категории «Готовый бизнес и франчайзинг», то по итогам прошлого года их доля увеличилась до 76%.

Спрос на приобретение франшизы за этот же период сократился до 14% при 15% в 2022 годом. Одновременно запрос на участие в бизнесе в качестве инвестора или партнера вырос с 8% в 2022 году до 9% по итогам января-декабря прошлого года.

«Интерес к покупке готового бизнеса остается актуальным практически во всех категориях. При этом в отдельных категориях мы отмечаем рост спроса и, соответственно, увеличение популярности предложений инвестиционного характера. В зависимости от отрасли это могут быть как партнерство (например, при запуске интернет-магазинов на маркетплейсах) или поиск инвестора (как, например, при развитии сети медицинских клиник или строительстве глэмпингов и эко-отелей)», — уточняет Илья Дудковский.

Категории с наибольшей динамикой роста спроса по целям бизнеса

Категория Покупка бизнеса, % Покупка франшизы, % Поиск инвестора, партнерство, % Другая цель, %
ПВЗ +33 +56 +6 -
Кафе и рестораны +55 +158 +61 -
Интернет-магазины +105 +417 +337 (партнерство) -
Туризм +161 - +116 (поиск инвестора +619 (партнерство) -
Стоматология и медицина +85 - +412 +26 (аренда)

Лидеры роста в регионах

Значительный темп роста спроса на покупку готового бизнеса или франшиз отмечен в Респулике Удмуртия (+98,4% к 2022 году), в Москве и области (+28,3%), Татарстане (+22,8%), Санкт-Петербурге и Ленинградской области (+22%), а также Красноярском крае (+21%).

Источник: Пресс-служба компании Авито Товары