29 мая 2025 г.
Большинство родителей в России отдают предпочтение воспитанию через убеждение: говорят с детьми, а не наказывают их физически. Но опыт «жесткой руки» прошлого все еще влияет на стиль воспитания.
- Большинство россиян (60%) вспоминают, что их воспитывали через наставления; 32% говорят о воспитании «углом»;
24-26% — о физических наказаниях. - Россияне с детьми, по собственным оценкам, чаще воспитывают/воспитывали детей «словом» (75%). На втором месте — лишение ТВ, гаджетов (37%, +6 п.п. к 2022 г.). Ставят/ставили в угол 18%, телесные наказания применяют/применяли 14%, ремень — 8%.
Аналитический центр ВЦИОМ представляет результаты опроса россиян о наказании детей.
Бить или не бить?
Л. Н. Толстой считал, что «Воспитание есть стремление одного человека сделать другого таким же, каков он сам» [1]. Но всегда ли цель оправдывает средства? Хотя больше половины россиян указывают, что их в детстве воспитывали через наставления и нравоучения, физические наказания оказались довольно распространены. Каждый четвертый сталкивался с ремнем, столько же — с другими телесными наказаниями. Треть россиян могут также поделиться воспоминаниями «из угла». Меры ограничительного характера (лишение ТВ, прогулок, карманных денег) встречаются в ответах реже. Иными словами, физическое воздействие было социально допустимым и применялось не как крайняя, а как стандартная мера. Это соответствует распространенной в XX веке педагогике «жесткой руки» и авторитарной модели семьи: тогда считалось приемлемым «поставить ребенка на место» физически.
Ты же мужчина!
Подход к воспитанию в родительских семьях россиян явно не был равногендерным: современным российским мужчинам в детстве довелось гораздо чаще стоять в углу, чаще получать ремня и испытывать другие телесные наказания, а также чаще лишаться радостей детства в виде игровой приставки, просмотра ТВ, прогулок или карманных денег. Единственное, что к ним применяли реже, — разговоры, их чаще вели с девочками.
Такой гендерный разрыв в воспитании сыновей и дочерей подкрепляет традиционную модель, где мальчику «не положено» быть уязвимым («мальчики не плачут!»), а вместо разговоров мальчиков нужно «закалять» через дисциплину, жесткие методы. Девочка, напротив, должна быть социально адаптивной, чувствительной, отсюда больший акцент на разговор, внушение и более редкое применение мер физического воздействия. В долгосрочной перспективе это приводит к воспроизводству и укоренению ролевых гендерных моделей — мужской эмоциональной закрытости и женской моральной нагрузки.
Вместо тысячи слов...
Ответы россиян из разных поколений подтверждают, что силовые методы воспитания оставались популярными долгое время. Постановка в угол, наказание ремнем и другие телесные наказания — эти способы «посеять зерна разума» зумеры и миллениалы испытывали на себе так же часто, как старшие миллениалы и реформенное поколение, и даже чаще, чем поколения застоя и оттепели. При этом воспитание постепенно становилось более регулирующим (через лишение гаджетов, ТВ), чему способствовала активная цифровизация. Можно сказать, гаджеты стали новой формой родительской власти.
По-видимому, пик авторитарной модели воспитания с физическим наказанием, характерной для позднесоветской эпохи, пришелся на старших миллениалов и реформенное поколение: их ставили в угол и били ремнем чаще других. Наиболее мягкое воспитание (по воспоминаниям опрошенных) пришлось на старшие поколения, но и воспитательные беседы с ними велись реже. Также это может отражать либо непризнание насилия как «воспитания», либо забывание, вытеснение.
Главное — разговаривать!
Современные родители предпочитают верить в силу слова и, по собственному признанию, опираются в воспитании преимущественно на разговоры. Второе место занимает лишение ТВ, гаджетов (в родительских семьях россиян вторым после разговоров был ремень). Физические наказания стали «мягче», они сегодня встречаются реже и выбор чаще отдается шлепкам, подзатыльникам, а не ремню. Образ «родитель как моральный авторитет» вытесняет образ «родитель как каратель», воспитание становится более эмпатийным. Тем не менее современным детям все еще приходится «получать». Например, в реформенном поколении каждый девятый родитель бил детей ремнем, каждый седьмой применял другие телесные наказания. А среди родителей-миллениалов каждый четвертый-пятый ставит детей в угол.
Ребенок учится тому, что видит у себя в дому
Опыт собственного детства остается важным фактором воспроизводства методов воспитания, в том числе негуманных. У тех, кто подвергался физическим наказаниям, сохраняется склонность воспроизводить подобные практики на собственных детях (даже в теории), внутрисемейные модели воспитания оказываются устойчивыми. Такое воспроизводство не всегда сознательный выбор, а чаще следствие недостатка педагогических знаний или восприятия применявшегося к себе наказания как нормы.
[1] Л. Н. Толстой. Воспитание и образование, 1862 г.
Источник: Пресс-служба Аналитического центра ВЦИОМ