3 июня 2025 г.

Продолжение, начало здесь

Развитие LCNC-платформ идет быстрыми темпами, как и проникновение этой технологии на рынок.

Развитие LCNC-платформ помогает цифровизации компаний, говорит Вячеслав Береснев, CEO Neirolab.ru, положительно влияет на проникновение «цифры» в бизнес. Количественные изменения переходят в качественные — меняется восприятия самой концепции со стороны российских игроков рынка: как корпоративных заказчиков и интеграторов, так и разработчиков: причем и indoor-команд, и структур, занимающимися заказной разработкой.

LCNC: от «самоделок» до полноценных продуктов

Многие делают особый акцент на предоставляемых LCNC-платформами возможностях быстро собирать рабочие решения даже тем, кто не является профессиональным разработчиком, и это действительно так.

«Мы продолжаем развивать интуитивно понятные визуальные инструменты low-code, с которыми могут работать сотрудники без навыков программирования, например маркетологи или клиентские менеджеры», — говорит Юрий Востриков, генеральный директор BPMSoft (входит в ИТ-холдинг LANSOFT).

Во многих компаниях специалисты разных уровней — менеджеры, аналитики и пр. — успешно собирают такими методами «приложухи» для своих рабочих задач.

«Мы видим, что эти технологии расширяют возможности бизнес-пользователей и снижают нагрузку на профессиональных разработчиков, освобождая их для решения более сложных задач. — говорит Игорь Простоквашин, ведущий аналитик компании Comindware.

Это вполне эффективно, в большинстве случаев не требует дополнительной квалификации, позволяет существенно экономить рабочее время сотрудников (даже к «айтишникам» обращаться не нужно и не придется тратить время на написание ТЗ!) и никаких специальных разрешений/допусков не нужно — приложение берет для работы данные, к которым у автора-разработчика-пользователя и так есть доступ.

Однако к таким разработкам нужно относиться осторожно, они — как и любые компоненты корпоративного ИТ-рельефа — должны быть под контролем ИТ/ИБ. О возможности появления новых уязвимостей при проведении «быстрой автоматизации» без привлечения к процессу ИБ-экспертов напоминал Максим Кислицкий, CPO платформы «Атомкод» в ЧУ «Цифрум» (ходит в ГК «Росатом»).

Приложения корпоративного уровня в большинстве случаев будут кратно сложнее «самоделок», их создают не для описанного выше локального использования, а для работы в составе корпоративного ИТ-рельефа. И если с ними будет работать не только сам создатель, но и другие сотрудники компании, то уже потребуется управление жизненным циклом нового компонента ИТ-рельефа, поэтому участие в процессах ИТ-специалистов становится обязательным. Взаимодействие созданного решения с другими приложениями и сервисами в ИТ-инфраструктуре компании должно соответствовать ряду политик: от работы с данными до разграничения допусков. В таких условиях на этапе, предшествующем началу разработки, потребуется работа архитектора и других ИТ-специалистов, при разработке — участие DevOps-инженеров, а после — тестировщиков и отвечающих за внедрение/сопровождение продуктов.

Иногда выбор в пользу low-code-платформ обусловлен стратегиями развития корпоративных заказчиков: далеко не все желают превращаться в ИТ-компании, выращивая внутренние компетенции разработки, но большинство все же желают сохранять контроль над инфраструктурой, как минимум, в слое, обеспечивающим логику для автоматизации бизнес-процессов. Взаимодействие бизнес-руководства с ИТ-департаментом не всегда проходит просто, отмечает Вячеслав Береснев.

«Бизнес хочет оптимизировано получать информацию о происходящих работах и их окупаемости, — говорит Роман Смирнов, коммерческий директор компании „Девелоника“ (входит в ГК Softline). — Поэтому изменение логики процессов меняет методологии и подходы к команде и к ИТ-проекту в целом». Это требует для компании расширенного понимания происходящего внутри собственного ИТ и наличия возможность при необходимости быстро — в том числе, силами собственных специалистов — влиять на изменения прикладного софта.

Важно: LCNC позволяет создавать развитые решения и даже тиражировать их. На LCNC-платформах все больше появляется приложений, уже «упакованных» в продукты! Большинство разработчиков такие продукты готовы внедрять, но все чаще количество заказов становится настолько велико, что для обслуживания корпоративных клиентов, которым нужны решения на LCNC, требуется создание партнерских сетей. В этом показательна история компании «Диасофт», которая создала и развивает low-code-платформу и сделала на ней ряд прикладных систем — EPR, CRM, BI, docflow и пр. — которые тоже продвигает на рынок через партнерскую сеть. Недавно компания провела первый Partners Day.

LCNC как бустер для новых технологий

Сейчас «платформенная экономика» становится одним из инструментов для активизации различных аспектов как цифровизации, так и «цифровой трансформации». В рассматриваемом сегменте благодаря LCNC-платформам разработка идет быстрее, а также существенно проще становится внедрение новых технологий. Технологий, бустируемых благодаря распространению LCNC-платформ, довольно много, наиболее интересное происходит в области ИИ, точнее, его проникновения в бизнес-инструменты.

«Интеграция ИИ должна стать неотъемлемой частью экосистемы low-code решений, — уверен Михаил Красильников, директор департамента разработки и внедрения систем ИИ в компании BIA Technologies. — Это не просто тренд, а необходимый шаг, который позволяет бизнесу быстрее адаптироваться к меняющемуся рынку и создавать более интеллектуальные бизнес-процессы». Это уже происходит.

Вендоры LCNC-платформ добавляют функциональные модули, использующие инструменты на новых технологиях, в частности, ИИ. LCNC снижают «технологический порог» и делают ИИ более доступным для широкого круга компаний, подчеркивает Антон Симуни, руководитель разработки no-code-платформы «Акола» (входит в экосистему «Лукоморье»).

Low-code инструменты автоматизации процессов позволяют организовывать работу ИИ-систем и их сопряжение с другими ИТ-системами, отмечает Игорь Простоквашин: «В этом случае low-code становится управляющей оболочкой для ИИ-компонентов, обеспечивая структурированное и контролируемое применение „искусственного интеллекта“ в бизнесе».

ИИ-инструменты, которые предлагают LCNC-платформы, успешно встраивают в создаваемых бизнес-приложения распознаватели речи и документов, «саммаризаторы» совещаний, рекомендательные сервисы, аналитические инструменты и т. д. Последнее крайне важно. «Инструменты на основе ИИ продемонстрировали свою эффективность в планировании спроса и предиктивной аналитике пиковых нагрузок в таких сферах, как логистика, ритейл и производство, — говорит Михаил Красильников. — Они позволяют повысить точность прогнозирования, заранее планировать необходимое количество сотрудников, оптимизировать расписание и сократить простои в технологических процессах».

«Когда „порог входа“ снижается, компании начинают экспериментировать быстрее: LCNC упрощает запуск интерфейсов и обработку данных, GenAI — работу с текстами, запросами, клиентскими сценариями, — отмечает Максим Кислицкий. — Вместо дорогостоящих ИТ-проектов можно собирать MVP за считаные недели и проверять бизнес-гипотезы». Это снижает риски и повышает гибкость, особенно в средних и больших компаниях, где цифровизация часто тормозится из-за перегрузки ИТ-отделов, отмечает Максим Кислицкий.

Модули, работающие с ИИ, разумеется, совместимы с другими компонентами LCNC-платформ и могут быть добавлены как в новые, так и в обновляемые приложения в привычных визуальных конструкторах. Заметим, что в данном случае пример с ИИ — выразительный, но не единственный. Аналогичные процессы идут благодаря LCNC и с другими новыми технологиями. Например, с BigData, как отметил Александр Глазков, генеральный директор «Диасофт», выступая на конференции Partners Day.

Рынок ИИ молодой и еще недостаточно зрелый, поэтому компании зачастую слабо понимают суть технологий ИИ и, соответственно, возможные варианты их применения, говорит Вячеслав Береснев, хотя интерес к этой технологи высокий. Заметим, что у компаний часто завышенные ожидания от внедрения решений на основе ИИ.

«Компании, стремящиеся интегрировать ИИ в свои бизнес-процессы, часто имеют завышенные ожидания относительно его потенциала, особенно в решении проблемы кадрового дефицита, — отмечает Михаил Красильников. — На практике владельцы бизнеса надеются, что внедрение ИИ существенно компенсирует нехватку рабочей силы, но даже после успешного внедрения проблема может оставаться актуальной». Однако внедрение ИИ дает ряд других эффектов, существенно влияющих на повышение производительности сотрудников и, как следствие, эффективности всего бизнеса компаний.

Продолжение следует

Источник: Александр Маляревский, внештатный обозреватель IT Channel News