11 июня 2025 г.

Сохранение номера при смене мобильного оператора — довольно востребованная среди россиян процедура. Однако вопреки современным технологиям этот процесс не всегда проходит гладко, далеко не всем удается сохранить свой номер.

  • Знают о возможности перехода к другому мобильному оператору с сохранением номера 98%.
  • 23% опрошенных пробовали за последние два года сменить оператора с сохранением своего номера, 40% из них не смогли этого сделать.
  • Почти в трети случаев (29%) смена оператора с сохранением номера занимает больше времени, чем предполагает закон, который устанавливает максимальный срок в 8 дней.

Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) в партнерстве с Организацией по защите прав потребителей «Общественная потребительская инициатива» представляет результаты опроса россиян о смене мобильного оператора.

Номер один, операторов много

Принцип MNP (mobile number portability) — возможность переходить от одного мобильного оператора к другому с сохранением номера телефона — действует в России более десяти лет. К сегодняшнему дню подавляющее большинство опрошенных совершеннолетних россиян, пользующихся услугами операторов мобильной связи, в той или иной мере осведомлены о такой возможности (98%). Только за последние два года почти каждый четвертый (23%) пробовал сменить оператора со своим номером, что подтверждает востребованность такой возможности.

Смена оператора с сохранением номера важна для потребителей, так как позволяет поддерживать связь и доступ к личным данным, но этот процесс не всегда оказывается простым и гладким. Почти половина россиян, желавших сохранить номер при смене мобильного оператора, не смогли этого сделать. В шести случаях из десяти попытки поменять оператора заканчиваются успешно (60%). Однако у 40% не получилось сделать это, в том числе из-за препятствий со стороны предыдущего оператора.

И хотя переход к другому мобильному оператору с сохранением номера довольно востребован, его реализация на практике часто оказывается недоступна для пользователей мобильной связи.

Когда старые связи мешают...

Долгое время рынок мобильных операторов в России был представлен так называемой «большой четверкой» — Билайн, Мегафон, МТС и Т2 (Теле2). Сегодня на рынок пришли новые игроки — банковские виртуальные мобильные операторы (Сбермобайл, Т-Мобайл, Газпромбанк, ВТБ), которые вносят свои коррективы в устоявшиеся правила.

Опрос целевых групп1 показал, что переход с сохранением номера от оператора «большой четверки» к банковскому оператору оказался труднее (55% переходов), чем переход к другому небанковскому оператору (62% переходов).

Несмотря на то, что переход от операторов «большой четверки» к банковским операторам несколько менее успешен, это не обязательно связано с техническими или иными сложностями, процент столкнувшихся с различными сложностями различается незначительно (35-41%). На втором месте в рейтинге барьеров после длительности перехода (10%) оказалось нежелание оператора отпускать клиента (8%). Кроме того, переход к небанковскому оператору заметно чаще сопровождался необходимостью личного присутствия в офисе прежнего оператора (7% vs. 2%).

О барьерах

Опрос показал, что при попытке сменить оператора с сохранением номера пользователи сталкиваются с разнообразными барьерами. Помимо длительности перехода (о ней как об основной сложности говорят 11% успешно перенесших свой номер и 9% не сделавших это), в ответах звучали также: нежелание оператора отпускать абонента, назойливость в предложении услуг (9% и 7% соответственно), необходимость приехать в офис оператора (по 6%) и ошибки в персональных данных (5% и 4%). А для тех, кто не сменил оператора со своим номером, важным барьером также стали непонятные условия перехода (4%) и невозможность получить ожидаемый выгодный тариф (4%).

Среди других препятствий, с которыми сталкивались опрошенные при смене оператора, назывались: бюрократические препоны, заполнение избыточного числа документов; взыскание дополнительной платы, штрафы, пени; отказ оператора в услуге; отсутствие компенсации за неиспользованный тариф; неоднократная подача заявки.

Опрошенные по-разному описывали проблемы, с которыми столкнулись при попытке сменить оператора с сохранением номера:

  • «Долго ждала ответа. Потом еще ждешь перевода».
  • «Оператор под разными предлогами отказывался».
  • «Оператор некорректно указал паспортные данные и другой новый оператор не смог перенести номер. Процесс очень долгий, заявление можно оформить только через физический офис».
  • «Упорство бывшего оператора — замучили звонками, но цену на тариф не опускали».
  • «Назойливые предложения от обоих операторов, непонятные условия перехода без посещения точки сети».
  • «Стоимость тарифа в рекламе была указана ниже, чем в реальности».
  • «Непонятна цепочка действий. Боюсь, что что-то сделаю не так и вообще потеряю номер».

С устранением трудностей смены оператора с сохранением номера связаны и пожелания по улучшению процесса: сокращение длительности перехода (17%), автоматизация процесса, оформление услуги онлайн и бережное отношение к клиенту (по 5%), качественное информирование, сокращение бюрократии (по 4%), прозрачность тарифных планов (3%) и др.

Потребители нуждаются в более простом и удобном процессе сохранения номера, хотят, чтобы операторы оптимизировали процедуру, обеспечили прозрачное и честное взаимодействие с клиентом.

(НЕ) быстро и просто!

Современный потребитель, ожидая высококачественного сервиса и быстрого обслуживания, оказывается чувствительным в том числе к длительности процесса перехода между мобильными операторами: независимо от того, удалось или нет сохранить номер при переходе, опрошенные часто оказываются недовольны тем, сколько времени это заняло (46-52%). Из всех рассматриваемых характеристик именно длительность получила наименьший балл, что подчеркивает важность оптимизации процедур перехода как для операторов, так и для клиентов.

Более половины пытавшихся сменить мобильного оператора считают, что процесс переноса номера должен занимать 1-2 дня (59%), а 25% — что 3-5 дней. Среди тех, кто успешно сменил оператора с сохранением номера, 39% успели это сделать в срок до 5 дней. Однако у 29% этот процесс занял больше времени, чем предполагает закон, который устанавливает максимальный срок в 8 дней.

Еще одна проблема, с которой в процессе смены оператора столкнулись как те, кто успешно сохранил номер, так и те, кто не смог это сделать, — качество работы сотрудников предыдущего оператора связи: каждый третий оказался неудовлетворен им (35-38%).

По другим аспектам мнения пользователей, которые смогли или не смогли сменить оператора с сохранением номера, сильно различаются. Те, кто успешно сменил оператора с сохранением своего номера, высоко оценивают качество работы сотрудников нового оператора (87% — «хорошо» или «отлично»), процесс оформления заявки (79%) и подтверждения перехода (77%). Также большинство из них отмечают, что получили достаточную информацию о необходимых действиях для переноса номера (72%).

А вот у тех, кто не смог перейти к новому оператору с сохранением номера, часто возникали проблемы с получением нужной информации о процессе: значительная часть низко оценили полноту информации о переходе (40%) и его беспрепятственность (34%).

Из этого следует ряд хотя очевидных, но важных выводов:

  • Успех перехода во многом зависит от полноты и понятности информации о процессе перехода.
  • Пользователи довольны переходом лишь в том случае, если новый оператор предоставляет высокий уровень сервиса.
  • Обратную связь о процессе перехода нужно собирать не только тем операторам, к которым приходят новые клиенты, но и тем, от которых они уходят.

[1] ЦА1 — пробовали сменить оператора с сохранением номера и получилось (600 человек); ЦА2 — пробовали сменить оператора с сохранением номера, но не смогли (600 человек).

Источник: Пресс-служба Аналитического центра ВЦИОМ