17 июня 2025 г.
Спрос на телемедицину в нашей стране растет. Однако велика вероятность, что услуги такого рода будут недоступны именно для тех, кто в них нуждается больше всего.
- Шесть из десяти россиян в той или иной степени осведомлены о возможности получить консультацию врача дистанционно (59%, 2020 г. — 62%).
- Доля пользователей услугой среди информированной аудитории выросла за последние пять лет с 8 до 22%.
- 64% осведомленных о телемедицине скорее допускают обращение за дистанционной консультацией врача по телефону / через интернет.
Аналитический центр ВЦИОМ представляет результаты мониторингового исследования о телемедицине.
Пандемия закончилась — телемедицина осталась
Телемедицина — сравнительно молодое явление в российской системе здравоохранения. По-новому взглянуть на ее перспективы позволила пандемия: в условиях колоссальной нагрузки на медучреждения дистанционные консультации стали чуть ли единственным выходом для пациентов с легкой формой болезни. Сегодня, когда коронавирусные ограничения давно в прошлом, рынок телемедицины продолжает уверенный рост. По данным онлайн-сервиса «СберЗдоровье», число консультаций в формате «врач — пациент» за последние четыре года выросло почти в 7,5 раза. А это лишь один из игроков сегмента телемедицины! (Пусть и крупнейший).
По результатам исследования аналитического центра ВЦИОМ, о возможности получить консультацию врача, не выходя из дома, сейчас россияне осведомлены не больше, чем в разгар пандемии: как и в 2020 г., с услугой в той или иной степени знакомы шесть из десяти наших сограждан, и это знание остается скорее поверхностным. При этом охват пользователей услугой среди «знающей» аудитории увеличился за рассматриваемый период почти втрое: дистанционные консультации с врачами «посещал» примерно каждый пятый. Хотя телефон по-прежнему остается наиболее востребованным каналом связи со специалистом, онлайн-консультации уверенно завоевывают аудиторию: общение по видеосвязи делает прием максимально приближенным к очному, повышая не только качество диагностики, но и доверие к телемедицине.
Спрос есть!
Об укреплении доверия к онлайн-консультациям с врачами свидетельствует и двукратное сокращение разрыва между долей потенциальных и фактических пользователей услугой за последние пять лет. Другими словами, среди информированной аудитории растет как реальный спрос на телемедицинские консультации, так и потенциальная готовность воспользоваться ими в будущем. Здесь имеет значение личный опыт: те, кто лично попробовал услугу, в большинстве случаев воспользуются ей вновь.
Чем выше объем человеческого и финансового капитала, тем выше уровень открытости телемедицине. Впрочем, речь идет лишь о потенциальной готовности обратиться за услугой, на практике взаимосвязь между уровнем образования / материальным положением и пользованием телемедицинскими услугами может быть сложнее. Согласно исследованию НИУ ВШЭ, высокообразованные и финансово обеспеченные россияне реже доверяют телемедицине, поскольку предпочитают не экономить время на заботу о здоровье и тщательно выбирать специалиста.
При чем здесь неравенство?
Обратная сторона цифровизации здравоохранения — усиление неравенства в доступе к медицинским услугам. К современным пациентам предъявляются дополнительные требования: наличие доступа к интернету и владение ПК/смартфоном на базовом уровне, — что создает барьеры для многих, кто нуждается в медицинской помощи. Речь идет прежде всего о представителях старших поколений и жителях сельской местности, для которых наиболее остро стоит нехватка медицинских кадров по месту жительства. Согласно полученным данным, именно уязвимые категории граждан реже знакомы с возможностью получить медицинскую консультацию онлайн, а те, кто о ней все-таки знает, относится к ней с осторожностью. В результате без расширения доступа к телекоммуникационной инфраструктуре и повышения уровня цифровой грамотности есть риск превратить телемедицину в привилегию, усиливающую поколенческий и территориальный разрыв.
Источник: Пресс-служба Аналитического центра ВЦИОМ