24 июня 2025 г.
Обновление парка коммерческих компьютеров у российских корпоративных заказчиков, как было принято считать, обладает пятилетним циклом. Процесс продаж идет, разумеется, непрерывно, но динамика повторялась — всплески и спады следовали друг за другом с пятилетним периодом. В чем причина и что еще происходит в российском сегменте корпоративных решений?
Природа пятилетнего цикла
Причина возникновения пятилетнего периода не в памяти о советских пятилетках, а в законодательстве. Срок амортизации основных средств — к которым относят и компьютерную технику — составляет 5 лет, напоминает Николай Шмыков, руководитель по развитию коммерческого направления российского филиала компании Maibenben. Это влияло на планирование закупок оборудования, прежде всего, госструктурами и предприятиями с госучастием, которые в рублевой зоне составляют значительную долю корпоративных заказчиков.
Пятилетний период присутствует и сейчас, но оказывается более размытым. В сложных экономических условиях даже госструктуры стремятся оптимизировать затраты, в частности, как отмечает Николай Шмыков, по возможности продлевая срок эксплуатации компьютеров. Это приводит к снижению пиков и к сглаживанию минимумов продаж в сегменте В2В/В2G. Тренд «на размытие» остается восходящим, так как ситуация в экономике продолжает быть сложной, что усиливает мотивацию компаний к увеличению срока эксплуатации оборудования.
Чем отвечают вендоры
Компании, производящие реестровое оборудование — в том числе, рассматриваемые нами коммерческие ПК — ведут конкуренцию в ограниченном сегменте, где решения данного типа положено приобретать корпоративным заказчикам согласно требованиям национальных регуляторов. За пределами этого сегмента реестровое оборудование оказывается неконкурентоспособным по очевидным экономическим причинам — оно значительно дороже не-реестровых решений с теми же базовыми параметрами.
Вендоры, делающие ставку на сегмент заказчиков реестрового «железа», находятся в непростой ситуации. С одной стороны, доступный им сегмент надежно защищен от продукции глобальных вендоров и крупных производителей даже из дружественных стран. С другой стороны, он органичен, конкуренция там нарастает, а заказчики стремятся увеличить срок эксплуатации оборудования, в том числе, закупленного до санкционных ограничений. За клиентов, которые пришли к необходимости закупок реестрового, идет острая конкуренция.
Вендоры компьютерного оборудования ищут маркетинговые ходы, способные привлечь внимание к их продукции. Вариант — коллаборации с локальными производителями софта при создании ПАКов.
Мы рассматриваем коммерческие компьютеры, которые отличатся от массовых моделей увеличенным ресурсом, встроенными элементами для обеспечения инфобезопасности и оптимизации администрирования в составе корпоративных ИТ-инфраструктур, специфической организацией техподдержки. Для рынка важно, что отличия коммерческих систем присутствуют как в технической составляющей, так и в продвижении, организации сервиса и маркетинге, как отмечал Николай Шмыков.
ПАКи, ПАКи...
Создание ПАКов — восходящий тренд уже несколько сезонов. Уровень зрелости российских программных решений делает непростой задачей их взаимную интеграцию. Кроме того, предварительной проверки требует даже их взаимная совместимость. Выполнение соответствующий действий на стороне поставщика существенно упрощает задачи корпоративного заказчика по разворачиванию новой техники и ее интеграции в собственный ИТ-рельеф.
Такие предложения ориентированы, в первую очередь, на заказчиков из государственного сектора и регулируемых отраслей, для которых действуют законодательные требования по импортозамещению. Российские компании нуждаются а в полноценных зрелых продуктах уровня Enterprise с гарантированной поддержкой и прозрачной архитектурой, говорит Роман Шкриба, директор департамента кибербезопасности компании «Мобиус Технологии».
Например, «Аквариус» на прошедшем ЦИПРе подписал соглашение с IVA Technologies и «Группой Астра» о создании линейки программно-аппаратных комплексов (ПАК) для организации цифрового рабочего места. «Экосистемный подход, основанный на синергии технологий, позволяет быстрее выводить на рынок востребованные решения», — сказал Владимир Степанов, президент «Аквариуса». Операционные системы «Астра» давно предустанавливали на компьютеры производства «Аквариус», оставим открытым вопрос, достаточен ли для позиционирования продукта как ПАКа факт «накатывания» на производстве еще и системы корпоративных коммуникаций — платформа IVA One включает корпоративный мессенджер, решения для видеоконференцсвязи, почту, а также ИИ-функции для оптимизации совместной работы и некоторых других бизнес-задач. Однако обещанная единая техподдержка для всех компонент для корпоративных заказчиков будет актуальной.
Российские вендоры активно развивают направление коммерческих компьютеров, совершенствуя номенклатуру и функциональность моделей ПАК. В такие устройства добавляют новые предустановленные прикладные программы, расширяя наборы гарантированно совместимого и пре-конфигурированного софта, поставляемого вместе с ПАКами. Например, на ЦИПРе было подписано соглашение между Fplus и компанией «Береста ПК», предусматривающей интеграцию в ПАКи производителя аппаратных решений средств резервного копирования и восстановления данных. «Мы трансформируем сложные ИТ-процессы в простые и экономичные решения для бизнеса», — сказал Дмитрий Ханецкий, коммерческий директор «Береста РК».
Всего на конец апреля этого года в Реестр вошли 565 ПАКов, было заявлено на ЦИПР, где направление программно-аппаратных комплексов назвали драйвером импортозамещения и локомотивом инноваций.
Российские компании в развитии концепции ПАКов работают и над более сложными и высокотехнологичными ИТ-решениями, чем предустановка набора прикладного софта на этапе производства. Интересные прецеденты есть, хотя не всегда относятся к рассматриваемому сегменту массовых коммерческих ПК. Например, ПАК «Квантовый криптоанклав» создают Т1, ВТБ/МФТИ и РЖД. Система использует технологию квантового распределения ключей, делающую обмен данными недоступным для перехвата и взлома, что обеспечивает защищенную совместную обработку информации. «Мы рассматриваем квантовые коммуникации как стратегически важное направление для всей ИТ-отрасли», — говорит Алексей Фетисов, генеральный директор ИТ-холдинга Т1.
Окончание следует
Источник: Александр Маляревский, внештатный обозреватель IT Channel News